«Задача настоящей журналистики — это честное и полное информирование людей о ситуации, формирование конструктивного общественного мнения, консолидация усилий на решении задач и устранении проблем», — сказал Александр Лукашенко на пресс-конференции для белорусских СМИ.
Он отметил огромную роль средств массовой информации в формировании общественного сознания. Белорусские СМИ являются главными источниками, откуда жители страны черпают знания об окружающем мире. Мы практически избежали "продажной журналистики", когда содержание статьи или передачи и время их появления на свет определяются толщиной кошелька заказчика, подчеркнул президент.
Функции СМИ и их сущность:
-- информировать;
-- контролировать, поднимать проблемы;
-- формировать общественное мнение;
-- комментировать;
-- развлекать;
-- ориентировать;
-- просвещать;
-- пропагандировать;
-- осуществлять связь с читателем, слушателем, зрителем.
Если рассматривать медиа в целом, то можно выделить следующие девять функций СМИ в жизни общества:
|
|
1. Информационная функция. В данном случае имеется в виду удовлетворение потребностей общества в получении необходимой информации, или опубликовании имеющих общественное значение фактов и событий местного и глобального значения, отражающих важнейшие политические, социально-экономические, культурные и другие процессы, которые в совокупности составляют объективную картину жизни общества.
2. Идеологическая функция восходит к пропаганде национальных и общечеловеческих ценностей и норм, нравственных ориентиров, политических и экономических основ развития общества, принципов демократии и свободы.
3. Функция социального контроля. Предполагает публикацию общественно значимых фактов социально-политической и экономической жизни страны, касающихся соблюдения законности, социальной справедливости, защиты конституционных и международно-признанных фундаментальных прав и свобод всех членов общества.
4. Нравственно-воспитательная функция. Имеет тесную связь с идеологической функцией, отображая морально-эстетичекие приоритетные образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представления о том, что такое добро и зло.
5. Познавательно-образовательная функция. Восходит к общеобразовательной и научно-познавательной тематике материалов, которые решают конкретные задачи дополнительного обучения и повышения квалификации членов общества.
6. Консолидационная функция. Стремление к выражению интересов всех групп населения, пропаганде терпимости, взаимоуважения, общественного примирения и консенсуса, уравновешивания и консолидации во имя всеобщего решения насущных проблем общества.
|
|
7. Рекреативная функция направлена на обеспечение досуга, приятного времяпрепровождения, отдыха, восстановления сил (рекреации), освещения событий и представления материалов развлекательного характера.
8. Инновационная функция. Сравнительно новая функция СМИ, сущность которой заключается в том, что в условиях динамично развивающихся процессов, СМИ выполняют разъясняющую, подготовительную роль, создают предпосылки для адекватного принятия новых процессов, с целью избежания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам. Данная функция важна ещё и потому, что общества в основном глубоко консервативны и всегда в той или иной степени оказывают сопротивление переменам, в то время как задача СМИ в данном вопросе по возможности ускорить их принятие и способствовать их институционализации.