Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.
Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.
Подходы к формированию социально-групповой структуры общества
* демографическая подструктура (половая, возрастная)
* этноподструктура (племя, народность, нация)
* территориальная подструктура (городское и сельское население, регион)
* классовая подструктура (классы и социальные группы)
* семейная подструктура
В 90-е годы социальная структура стала более подвижной, возросло многообразие социальных статусов, изменилась и значимость компонентов социального статуса – социальный вес людей все больше определяется величиной капитала, расширились границы бедности и нищеты.
Выделяют пять основных позиций белорусского общества:
нижний слой – служащие без специальности, рабочие низкой квалификации, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, безработные;
базовый слой – специалисты массовых профессий, пенсионеры, рабочие средней квалификации;
средний слой – высококвалифицированные специалисты, рабочие высокой квалификации, средние предприниматели;
верхний слой – востребованные специалисты, успешные предприниматели, наиболее квалифицированные рабочие;
элита – высокооплачиваемые служащие, предприниматели.
Понятие «социальный состав» населения страны по своему содержанию близко к понятию социальная структура общества. Оно отражает не просто наличие тех или иных групп в обществе, но и их численность.
В социальной структуре любого общества выделяются в первую очередь группы людей по месту жительства – население города или деревни. В социальном составе населения обязательно выделяются группы, которые сложились исторически – этнические. Выделяются также религиозные общности (католики, православные, баптисты, мусульмане). Всегда выделяют группы людей на основании их отношения к собственности, профессиональные группы, в отдельные группы объединяются люди по месту в управлении обществом, по размерам доходов и т. д.
По данным переписи населения 2009 года, на территории Беларуси проживали представители более 130 наций и национальностей. Среди них наиболее представленными этническими группами являются белорусы (7 957 252), русские (785 084), поляки (294 549), украинцы (158 723), евреи (12 926), армяне (8 512), татары (7 316), цыгане (7 079), азербайджанцы (5 567), литовцы (5 087). 1 — 3,5 тыс. чел. насчитывают молдаване, туркмены, немцы, грузины, китайцы, узбеки, латыши, казахи, арабы, чуваши.
Численность населения Беларуси на 1 июня 2011 года составила 9469 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 12,2 тыс. человек.
Почти 70% населения нашей страны проживает в городах, и соответственно 30% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 104 городах и 108 поселках городского типа. 15 городов имеют население более 100 тысяч человек, в них проживает 67% городского населения. В столице нашей страны г. Минске проживает около 1млн.700 тысяч граждан, что составляет около 24% от всего городского населения. По данным последней переписи на 1000 мужчин приходилось 1129 женщин, а в группах старше 50 лет эта цифра возрастает.
Социальная структура современного белорусского общества отвечает тем тенденциям, которые характерны для современных развитых промышленных государств (возрастание доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.). Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры нашего общества являются результатом целенаправленной государственной политики.
Важнейшим направлением государственной политики в нашей стране является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Государство в своей деятельности ориентировано, прежде всего, на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, на преодоление малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. В нашей стране в последние годы наблюдалась положительная динамика роста доходов населения. Доля малообеспеченного населения сократилась с 42 % в 2000 году до 6, 1 % в 2008 году. Это один из лучших показателей среди стран СНГ.
В настоящее время практически во всех странах существует социальная дифференциация и социальное неравенство. Одним из важнейших показателей, на основании которого измеряется уровень неравенства является соотношение между уровнем доходов 10 % самых богатых и самых бедных групп общества (ученые называют это соотношение «децильным коэффициентом»). В нашей стране он составляет 5,6 раз (в России 16,8 раза).
В последние предкризисные годы около 60 %. государственного бюджета Республики Беларусь расходовалось на социальные нужды. Эта цифра свидетельствует о высокой социальной ориентированности государственной политики Республики Беларусь. Специалисты Всемирного банка оценивали государственную социальную поддержку населения Беларуси как самую высокую среди стран с переходной экономикой.
В настоящее время в республике проживает около 2,4 млн. пенсионеров, из них 1,9 млн. человек – ветераны труда, около 70 тысяч человек – ветераны Великой Отечественной войны.
В республике особое внимание уделяется социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны. Учитывая, что основным источником их доходов являются пенсии, к их трудовым пенсиям установлены специальные надбавки.
Социальная защита инвалидов – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. В республике численность инвалидов составляет более 500 тыс. человек, в том числе около 30 тыс. детей-инвалидов. В стране создана и функционирует сеть реабилитационных учреждений. Эти учреждения осуществляют мероприятия в рамках медицинской, профессиональной и социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.
В январе 2002 года в нашей стране был принят очень важный закон - закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». В этом законе было сформулировано понятие «демографическая безопасность». «Демографическая безопасность» -- это состояние защищенности социально – экономического развития государства и общества от демографических угроз. Демографическая безопасность обеспечивает развитие страны в соответствии с ее национальными демографическими интересами.
Демографическими угрозами являются те явления и тенденции, социально – экономические последствия которых, оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь.
В нашей стране существуют многочисленные демографические угрозы: угроза депопуляции, неблагоприятная возрастная структура населения, связанная, в первую очередь, со старением населения.