Лекция 10. Социальный контроль и девиация

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы и санкции.

По отношению к обществу социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания – запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Можно сказать, что социальные нормы – это идеальные образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом, который и определяет два основных типа норм.

Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д.).

Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Санкциями называются наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

  Формальные Неформальные
+ Публичное одобрение со стороны офици­аль­ных организаций: правительственные на­грады, гос. премии, стипендии, титулы, уче­ные степени и звания, установление памят­ников, вручение грамот и т.д. Публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская по­хвала, комплименты, доброжелатель­ное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидер­ских или экспертных качеств
- Наказания, предусмотренные юридиче­скими за­конами, ад­министративными инструк­циями: ли­шение граж­дан­ских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, кон­фискация имуще­ства, смертная казнь, отлу­чение от церкви Наказания, не предусмотренные офици­аль­ными инстанциями: порицание, заме­чание, насмешка, пренебрежение, слухи, клевета, жалоба, разоблачительная ста­тья, сочинение памфлета или фельетона

Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля называют самоконтролем.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Проявлением внутреннего контроля является совесть. Импульсивное поведение взрослого человека, неумение властвовать над своими желаниями и прихотями характерны для детей. Поэтому импульсивное поведение называют инфантилизмом. Поведение, в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями, служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля: армии, судам, государству.

С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество, что же касается индивидов, то у них есть выбор – разделять эти ценности или нет. Для одних ценностью являются деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, используют термин ценностные ориентации. Ценностные ориентации описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

- регулируют общий ход социализации,

- интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество,

- контролируют отклоняющееся поведение,

- служат образцами, эталонами поведения.

Социальный контроль также подразделяется на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Агентами формального контроля являются лица, специально выполняющие контрольные функции: судьи, полицейские, врачи-психиатры, социальные работники и т.д.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо СМИ.

Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому его называют локальным. Формальный контроль глобален и действует на всей территории страны.

Девиантное и делинквентное поведение

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся. Это чрезвычайно широкий класс явления – от безбилетного проезда до вандализма. К основным формам отклоняющегося поведения относят:

1) пьянство и алкоголизм,

2) наркоманию,

3) преступность,

4) самоубийство,

5) проституцию,

6) гомосексуализм.

Иногда к ним добавляют азартные игры, психические расстройства, а также уголовные преступления. Все многообразие форм отклоняющегося поведения можно подразделить на три группы: собственно девиантное, деликвентное и криминальное.

В узком смысле под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков называется деликвентным поведением.

Девиантное поведение является самым слабым и в то же время самым массовым видом нарушения.

Помимо негативного смысла, у термина «девиантность» есть и положительный смысл. Девиантное поведение подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие формальным и неформальным нормам. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в положительную сторону поощряются, а в отрицательную – осуждаются. К группе с одобряемыми отклонениями относятся: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, миссионеры, передовики труда и т.д. К группе с отрицательными отклонениями: террористы, политические эмигранты, предатели, преступники, бродяги и т.д.

Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм (относительность). Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, - явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом – рассматриваться как социальная патология. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами (напр., многоженство).

Хотя большинство людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законопослушными. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один или более незаконных поступков, например, воровали в магазине, обманывали налогового инспектора, опаздывали на работу, переходили улицу в неположенном месте и т.д.

Делинквентное поведение – не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как то: мелкое хулиганство, незначительное хищение в магазине продуктов со стороны покупателя, обсчет покупателя продавцом, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман налогового инспектора и т.д., а также все административные правонарушения.

Особенно часто делинквентное поведение наблюдается у подростков и молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные правонарушения.

Один из самых распространенных видов делинквентности – вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников.

Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. Девиантное поведение относительно, так как имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но деликвентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.

Криминальное поведение – поведение, связанное с нарушением норм Уголовного права. Преимущественно, говоря о криминальном поведении, имеют в виду профессиональную преступность.

Профессиональная преступность – совершение преступлений с целью извлечения средств к существованию, получения постоянного дополнительного или основного дохода.

Уголовная преступность представляет наибольшую социальную опасность. Она классифицируется по видам: бандитизм, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, изготовление и сбыт поддельных денег, хищение государственного или общественного имущества, умышленное убийство, нарушение пределов необходимой самообороны и т.д. Общим показателем уровня преступности является число зарегистрированных преступлений.

Хозяйственная преступность наносит ущерб экономике страны. Это должностные и финансовые преступления: уклонение от уплаты налогов, банковские аферы, создание «финансовых пирамид», хищения, получение и дача взяток и т.д.

Корыстная преступность совершается с целью материального обогащения путем завладения чужим имуществом, это: промышленный шпионаж, нарушение авторского права, хищения путем проникновения в компьютерные системы, нецелевое использование кредитов и т.д. В структуре регистрируемой преступности доля корыстной приближается к 90%.

Политическая преступность – злоупотребления властей, направленные против своего народа, в политических целях. К примерам политических преступлений относят: военные авантюры и межнациональные конфликты, манипулирование голосами избирателей, незаконное финансирование избирательных кампаний, сбор компромата на конкурентов, затягивание принятия законов о борьбе с коррупцией, организованной преступностью и т.д.

Депривация

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнение с другими индивидами, группами или с интернализированным набором стандартов.

Выделяют 5 типов депривации:

1) экономическая (связана с неравномерностью распределения доходов в обществе),

2) социальная (неравенство статусов, престижа профессий, власти и др.),

3) организмическая (связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека: уродство, инвалидность и др.),

4) этическая (несовпадение ценностных ориентаций личности с системой ценностей данного общества),

5) психическая (чувство отчаяния, отчуждения, связанное с отсутствием у индивида или группы значимой системы ценностей).

Социологические теории девиации

1) Биологические теории. Чезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и его можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.

Уильям Шелдон подчеркивал важность строения тела, считая, что определенное строение тела указывает на присутствие характерных личностных черт. Так, эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям; мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен; эктоморф (характеризующийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

2) Теория аномии. Э Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии – общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. Когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил 5 реакций на дилемму «цели – средства», 4 из которых представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии (табл.2).

Таблица 2

Реакции на дилемму «цели-средства» по Р.Мертону

тип адаптации цели средства
конформизм + +
инновация + -
ритуализм - +
ретритизм - -
бунт +/- +/-

Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели для достижения материального успеха, так и утвержденные обществом средства для их достижения.

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. (Торговля наркотиками, ограбления и т.п.)

Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают установленные обществом культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения этих целей. (Цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту)

Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. (Алкоголики, наркоманы, бродяги)

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом активно заменяют их новыми нормами. (Радикальные общественные движения)

3) Теория культурного переноса. Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1841-1904). Он утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди подражают поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан девиантные личности подражают поведению преступников.

Согласно Эдвину Сазерленду, чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительное будут этим контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

4) Теория конфликта. Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом ухитряется избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения – алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция – являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.

5) Теория стигматизации. (от греч.stigmo – клеймо). Приверженцы этой теории Эдвин Лемерт, Говард Бекер, Кай Эриксон считают, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.

Лекция 12. ОБЩЕСТВО. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества. В одном случае его понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом – как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем – как социально-политическое объединение, ассоциируемое с определенной теорией и т.д.

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философский.

В узком смысле под обществом понимают:

- определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

- конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны;

- сложно организованную систему взаимодействия людей, имеющую свою структуру и институты.

Для того, чтобы правильно представлять себе такое сложное явление, как общество, следует четко различать три связанных, но разных понятия – страна, государство и общество.

Страна – часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство – политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

1) постоянная территория,

2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению,

3) высокоразвитая культура,

4) политическая независимость.

Другие социологи (А. Коэн, К. Дэвис) в 1950 г. предложили считать определяющей характеристикой общества "самодостаточность". По мнению этих социологов, самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внутренней и внешней угрозы, но также создавать весь комплекс культуры – от высокой до народной и популярной – и связанную с ними инфраструктуру, а также успешно осуществлять социальное обеспечение населения. Однако главным признаком самодостаточности является экономический фактор – наличие у страны валюты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги.

Наиболее полный перечень необходимых и достаточных признаков, которым должно соответствовать общество, дал американский социолог Эдвард Шилз:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Общество можно разделить на четыре главные сферы: экономическую, политическую, социальную и культурную.

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения (дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных ценностей или выступают таковыми лишь частично), которое называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели и пр. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку каждый является потребителем товаров и услуг, созданных первыми.

Политическая сфера – это президент и аппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, учреждение новых законов и слежение за их выполнением, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т.д.

Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т.д. В этой сфере решаются четыре главные задачи. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование передает полученные учеными знания последующим поколениям. Культура создает вненаучные, и именно художественные ценности. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах.

Социальная сфера общества в широком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, бытовое обслуживание, учреждения общественного питания и т.д. Социальная сфера, понимаемая таким образом, охватывает все слои и классы – от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения (пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные семьи, инвалиды и т.д.), а также органы и учреждения социальной защиты и социального обеспечения как местного, так и федерального подчинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: