Цивилизационный подход к анализу общества

Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.

Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.

Функции цивилизаций:

1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.

2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.

Специфичность цивилизации придает духовный фактор.

Отличие формации и цивилизации:

1) для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций.

2) формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.

Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.

Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры,

характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.

Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории» рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество и которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.

Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.

(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур – Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности: боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая цивилизация.

Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и вост

24. философское учение о движении,пространстве и времени

. Движение – всякое изменение вообще, потеря и/или приобретение вещества, энергии и информации.

Движение – есть абсолютное, но реализуется в конкретных формах, поэтому корректно выделить 3 родовые формы движения: движение на уровне неживой природы, движение на уровне живой природы, соц.организационная модель (на уровне человека).

Родовые формы движения материи связаны м/д собой. Все формы связаны структурно, генетически и информационно. Генетическая связь: неживая природа порождает жизнь, живая природа – социальную. Структурная связь: включает структуры нижележащих форм. Человек включает в себя структуры живого и неживого. Мы несем в себе нечто новое, тем и отличаемся от других форм.

В основе генетики и структуры лежит информация, она определяет генетическое порождение всего.

2. Пространство – способ существования материи, которая определяет, что все вещи имеют определенную протяженность, объем, занимает определенное место по отношению к другим вещам. Оно определяет порядок протяженности и порядок сосуществования.

Наш мир как форма проявления материи обладает тремя измерениями. Это не отменяет, что возможны и другие миры, с другим количеством измерений, есть эн-мерные пространства. В этих других мирах нам не бывать, ибо мы существа трехмерные.

Пространство есть везде, оно абсолютно, но проявляет себя конкретно.

Время.

Вещи существуют в определенной последовательности. Все рождается и умирает.

Время – способ существования материи, определяющий длительность и порядок последовательности. Время направлено из вчера в завтра. Эйнштейн объединил 2 понятия в одно, его друг Минковский создал концепцию единого пространства времени, т.е. мир четырехмерен: 3 пространства и 1 временное.

Нет основания полагать, что и другие миры обладают одним направлением времени.

4. Отражение – означает, что если все вещи располагаются в определенном порядке, то м/д ними возникает взаимодействие, они обмениваются веществом, энергией и информацией. Это означает, что они отразили в себе результат взаимодействия, это связь с движением, пространством и временем.

Отражение – это такой способ существования мира, когда вещь запечатлевают в своей структуре строений структур внешнего воздействия.

Отражение – есть отпечаток, след какого-то предмета оставленного на структуре другого предмета. Способы отпечатков зависят от формы движения материи, от того, из чего состоит данный объект.

Диалектика

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности. Главная проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – изменение материальных и идеальных объектов, как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение: – является внутренним свойством материи;

– характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий;

– является способом связи в материальном мире

Основные законы диалектики 1. Среди способов понимания диалектики развития являются законы диалектики. Закон – это объективные не зависящие от воли человека, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: – охватывают все сферы окружающей действительности; – раскрывают глубинные основы движения и развития их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:

– единства и борьбы противоположностей;

– переход количества в качество;

– отрицания отрицания.

2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д. Можно также выделить различные виды борьбы: – борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития; – борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития; – антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за СЧЕТ полного уничтожения другой. Кроме борьбы возможны иные виды взаимодействия: – содействие, когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы; – солидарность, союзничество, когда стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении; – нейтралитет, когда стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой; – мутуализм – полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.

3. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: – резко, одномоментно; – незаметно, эволюционно.

4. Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: – смена общественно-экономических формаций; – «эстафета поколений»; – смена вкусов в культуре, музыке; – ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: – развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; – развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; – развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например: а) организм человека развивается, крепнет – восходящее развитие; б) затем развиваясь, слабеет, дряхлеет – нисходящее развитие. Таким образом, развитие идет не линейным образом по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне

Принципы диалектики Основными принципами диалектики являются:

– принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Например: а) внутренние связи человеческого организма как биологической системы; б) внешние связи человека как элементы социальной системы. – принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность; – принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными; – принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: а) вечность, неуничтожимость истории и мира; б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда

Альтернативы диалектики 1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории, которые также являются философскими методами. Достаточно часто данные теории противоположны диалектике. К альтернативам диалектики относятся: – метафизика; – софистика; – эклектика; – догматизм; – релятивизм. 2. Метафизика является главной альтернативой диалектики.-

Основные положения- Диалектика Метафизика
Связь старого и нового Признает наличие связей между старым и новым Полностью отвергает связь между ними, считая, что новое целиком вытесняет старое
Причина движения Движение-свойство материи вижение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок
Взаимосвязь количества и качества- При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству, качество изменяется благодаря качеству
Отношение к окружающей действительности Видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира») Видит мир однообразно, по принципу «черное – белое»-
Отношение к познанию видит мир целостным и взаимосвязанным Видит мир состоящим из отдельных вещей и явлений
     

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. В современной западной философии метафизика признана как равноправная теория, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диалектическому. В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается общепринятой классической диалектике.

3. Наряду с метафизикой существуют философские подходы альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

– эклектика – построение теоретических истин на основе произвольного объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций;

– софистика – выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные;

– догматизм – восприятие каких-либо положений как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру;

– релятивизм – интерпретация уже готовых результатов познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: