Введение. ü общие положения 6

Содержание

Введение 3

Основная часть:

ü общие положения 6

ü Объемно-планировочное решение основных помещений кинотеатров 11

ü Кинотеатр художественный 15

Вывод 27

Список литературы 28

Введение

Кинотеатры – самые популярные зрелищные здания: в среднем каждый житель нашей страны посещает кинотеатры 17 раз в году, а в городах – 20 раз, что вдвое превышает общую посещаемость всех остальных зрелищные учреждений. За 117 лет своего развития кинематограф изобрел звук, цвет, увеличил размеры изображения и создал сеть самостоятельных зданий – кинотеатров, демонстрирующих фильмы нескольких видов.

История архитектуры Симбирска тесно свя­зана с развитием его культуры и, в частности, с первыми кинотеатрами города. В городе за период с 1909 по 1914 го­ды в сравнительно короткий срок открывается сразу несколько электротеатров или кинематог­рафов, как их тогда называли. На улице Большая Саратовская (ныне ул. Гончарова) открывается кинематограф под названием «ПАТЭ», затем «Модерн», «Идеал», «Зеркало жизни», «Ампир». На Дворцовой улице (ныне ул. К.Маркса) от­крывается в 1911 г. «Экспресс», впоследствии пе­реименованный в кинотеатр «Пионер». В фойе театра Д.С, Булычевой (на этом месте сейчас стоит новое здание Драмтеатра) в 1910 го­ду открывается электротеатр «Аполло», а в 1911 году в нижнем этаже рядом с главным входом в номера Троицкой гостиницы открыт кинематог­раф «Калейдоскоп». Во Владимирском саду (ныне парк им. Сверд­лова) с 1911 года в летнее время также откры­вается кинематограф. 1 сентября 1913 года начал работать научно - образовательный кинематограф при областном, естественно-историческом музее. Показательно, что только в этом кинематографе побывало посетителей за 4-е месяца около 21 тысячи че­ловек, что составляет значительную часть жи­телей Симбирска того времени. Научно-образовательный кинематограф размешался в мало приспособленном одноэтажном каменном зда­нии, раньше служившем сараем.

Остальные кинематографы, в основном, размешались в существующих доходных домах частных владельцев, что затрудняло условия их нормальной эксплуатации и не позволяло как-то их выделить из окружающей застройки. Сейчас трудно представить, что в невзрачном на вид здании, занимаемом ателье на углу улиц Бебеля и Гончарова № 28 по восточной стороне, когда-то размещался зрительный зал первого в городе кинематографа «ПАТЭ». Исключение представляло здание, где размещался с 1913 года художественный первоклассный электротеатр «Ампир», сейчас здесь находится кинотеатр «Художественный». Здание построено по проекту Ф.О. Ливчака симбирским купцом Н.С. Зеленковым, купившим в октябре 1911 г. незастроенную часть усадьбы на восточной стороне Большой Саратовской ул. (ныне Гончарова) у купца В.И. Дорофеева.

Фёдор Осипович Ливчак родился в г. Вильно в семье изобретателя и общественного деятеля Иосифа Николаевича Ливчака. Склонность к художественному творчеству предопределила его поступление в Институт гражданских инженеров Императора Николая I г. Санкт-Петербурга. По окончании института в 1904 году, со званием гражданского инженера с правом на занятие должности X класса, некоторое время служит младшим инженером строительного отделения Смоленского губернского правления. Летом 1906 года с женой и тремя детьми Ф. О. Ливчак приезжает в Симбирск, где начинает работать в должности архитектора Симбирской городской управы. В период 1906—1910 гг. он разработал для Симбирска несколько проектов общественных зданий, доходных домов, школ, занимается частной практикой. 1 марта 1910 года Ф. О. Ливчак занял должность заведующего строительным отделом губернского земства. Профессионализм, деловые и личностные качества Ф. О. Ливчака высоко ценились в Симбирске. В 1913 году он был избран в состав гласных Симбирской городской Думы. С началом Первой мировой войны архитектор занимался, главным образом, оборонным строительством. По его проектам в губернии строятся пять тыловых госпиталей и лагерь для военнопленных на 10 тыс. человек, приспосабливаются под лазареты многочисленные здания. Осенью 1918 года Ливчак уезжает из Симбирска и 20 декабря 1919 года умирает в Омске, заразившись сыпным тифом при ремонте госпиталя, переполненного тифозными больными.

Творчество Ливчака развивалось в русле модерна, причем архитектора привлекали национально-романтическая и классицизирующая ветви стиля. В поздних проектах манера Ливчака эволюционировала в сторону ретроспективизма. Во многих работах Ливчака ощутимо влияние Ф. О. Шехтеля. Своеобразие зодчества Ливчака заключается в сочетании ёмких и выразительных форм, заимствованных у Шехтеля, и графически чёткой, несколько суховатой манерой симбирского архитектора.

Различные по декору и композиции фасадов дома объединяются в пронизанный единым ритмом ансамбль, чему способствуют широкие окна-витрины, узкие двери и висящие над улицей эркеры, завершенные куполами со шпилями. Особое место в наследии Ливчака занимают типовые проекты: школы, помещичьи дома, особняки и доходные дома, рассчитанные на разные категории потребителей. Все постройки Фёдора Осиповича Ливчака исполнены строгости и вкуса. Присущие его манере суховатый рисунок и фактурное разнообразие, любовь к контрасту между плоскостью стены и изысканным декоративным элементом, часто в виде небольшого рельефа, использование в декоре классических мотивов, тяготение к строгим формам и рациональность замыслов — позволяют говорить о нём, как о ярком представителе позднего модерна, обладающем запоминающимся, индивидуальным почерком.

После пожара в 1912г. В разработке проекта ремонта здания участие принял Ф.Е. Вольсов - гражданский инженер, известный архитектор. Окончил в 1904 институт гражданских инженеров Николая I (С.-Петербург), после чего работал в Екатеринбурге и Царицыне (Волгограде). В 1910 приехал в Симбирск, где жил и работал до 1934, после чего переехал в г. Москву. В Симбирске занимал должность гл. архитектора города. Преподавал в школе огнестойкого строительства (1911—1916), а также в строительном и дорожном техникумах (1918—1934). По проектам Вольсова в городе построены: центральное пожарное депо (1910-е), 2-этажный кирпичный дом Зимнинского (1910), в котором сейчас размещается музыкальная школа, первая электрическая станция(1913), известная как УльГЭС, типография А. Т. Токарева (1913—1914). В 1921 разработал проект восстановления после пожара кинотеатра «Художественный», в 1930 — Заволжской больницы на 100 коек. В. принимал участие (1928—1929) в реставрации Дома-музея В. И. Ленина.

Кинотеатр «Ампир» занимал второй и третий этажи здания, на первом этаже размещались магазины. В подвале была оборудована котельная парового отопления, дом имел собственную электростанцию. Строительство кирпичного здания с железобетонными перекрытиями и стальной арматурой завершилось осени 1912 г. В январе 1913 г. состоялись первые сеансы в зале «художественного кинотеатра». Оформление фасада здания относится к 1915-1916 гг. здание было повреждено пожаром, его восстановлением занимался гражданский инженер Ф.Е. Вольсов. В 1927 г. кинотеатр был открыт и получил новое название - «Художественный». В 1980 г. была проведена реставрация памятника, в 2001 г. - реставрация интерьеров. Здание отмечено информационной доской с текстом: «Доходный дом купца Н.С. Зеленкова, в котором размещался кинотеатр «Ампир». Построен в 1912 г. Архитектор Ф.О. Ливчак»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: