Использование языковых средств в функциональных стилях

Стиль Функция и специфика Лексика (особенности) Морфология Синтаксис
  Книжные стили      
Научный. IПодстили: 1. Собственно научный; основное назначение научных произведений – изложение полученных путем исследования данных. Жанры: научная статья, монография, диссертация, реферат, курсовая работа, дипломная работа и т.д. 2. Научно-справочный; основное назначение – знакомство читателей с системой научных знаний и информация. Жанры: учебники, учебные пособия, справочники, словари. 3. Научно-популярная литература; основное назначение – популяризация научных знаний, информация в художественной форме. Жанры: научная статья в общественно-политическом журнале, газете, эссе. II Отвлеченность, обобщенность, логичность изложения. 1. Широкое употребление общенаучных слов: исследование; экспериментальный; анализировать; формулировать и т.д. 2. Термины – ядро научного стиля. Терминология – система единых однородных, взаимообусловленных элементов. Напр., лингвистика, лексика, морфология и т.д. 3. Номенклатура – собрание разнородных, внутренне не связанных элементов в пределах целого. От лат.NOMENCLATURA – перечень, роспись имен. Напр. в геогр. – названия рек, гор, океанов и т.д. 4.Большое место принадлежит абстрактной лексике. случай часть опыт энергия процесс форма вопрос сила объем величина характер масса метод возможность результат потребность и т.д. Отказ от эмоционально-экспрессивной лексики. Сухость и строгость изложения. 6. Образность изложения только в научно-популярной литературе. 1. Количественное преобладание имен существительных, прилагательных. 2.Преимущественное употребление отглагольных имен существительных: (зрительное утомление, управление предложное и беспредложное, бурение, ускорение и т.д.) Глаголы употребляются в настоящем и будущем времени без своего грамматического значения. - Хлорид медленно разлагается. - Углерод составляет самую важную часть растений. - Разделим Х на У. 4. Местоимения (личные) употребляются редко, в основном во мн. числе. Если мы исключим… Мы приходим к результату … 5. Частое употребление предлогов в течение, в связи, в отношении к… 6. Характерное окончание слов на -ние, -ость, –ие, -ство, –ка. 7. Специфические суффиксы и префиксы: -изм, -ист, анти-, поли - и т.д. 1.Преобладание сложноподчиненных предложений с причинно-следственными отношениями. если …то, так…что, в то время как, и потому, поэтому, следовательно, благодаря этому, в результате этого и др.) 2. Употребление неопределенно-личных предложений и пассивных конструкций: - Порошок помещают… - Нефть добывают… - Олово плавится… - Следует указать на то, что - Важно подчеркнуть, что… 3. В основном монологическая речь, правильный порядок слов в предложении. 4. Употребление КЛИШЕ – речевых стандартов (в основном отглагольные обороты) - оказывать воздействие на… - подвергаться анализу… - делаться возбудителем… 5. Четкое выделение абзацев, употребление вводных слов и словосочетаний: во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом.
Официально-деловой 1.Подстили: а) Дипломатический Жанры: коммюнике, ноты, конвенции, меморандумы, международные соглашения. б) Законодательный Жанры: конституция, указы, уставы, гражданские и уголовные акты. в)Административно-канцелярский (канцелярская переписка, административные акты, распоряжения, распоряжения, договоры; различная документация: заявления, доверенности, автобиографии, расписки, характеристики, протоколы и т.д. 2. Реализуется в различных документах (различаются по степени стандартизации речи) 3. Специфика: сообщение и воздействие. 1. Специальные слова и термины юридические, дипломатические, военные, бухгалтерские, спортивные и т.д. 2. Обращение к аббревиатурам (Совбез, ВДВ, МЧС, ВВС, НИИ, ДЭЗ, ЛДПР, НЗ, ЧП, СНГ, ГВМ, Минфин, Минздрав и т.д.) 3. Употребление слов и выражений, не принятых в иных стилях, которые способствуют точности речи, исключают инотолкование. вышеуказанный, нижеследующий, надлежащий, наказуемость, содеянное, подписка о невыезде, мера пресечения, акт неповиновения и т.д. 1. Абсолютное преобладание имен существительных при незначительном использовании глаголов. 2. Не употребляются личные местоимения. Вместо указательных этот, тот и т. д. употребляются специальные слова: данный, настоящий, известный, указанный и т.д. 3. Употребление глаголов, кратких причастий, прилагательных в роли сказуемого с значением долженствования: должен, обязан, обязателен, необходим, подсуден, следует, надлежит, вменяется, обязуется и т.п. 4. Часто употребляются глаголы-связки: является, становится, осуществляется, или вспомогательного глагола: оказывать помощь, проводить контроль, принять к сведению, рекомендовать… 1. Широко применяются страдательные конструкции речи: по конкурсу зачислены жалобы подаются перевозки грузов производятся 2.Насыщены клишированными оборотами с производными предлогами: (облегчают составление типовых текстов): в целях… составлять в связи… по линии… в целях совершенствования структуры… по линии сотрудничества и взаимопомощи… на основании принятого решения… порядок составления и исполнения плана перевозок и т.д. 3. Используется в основном монологическая речь, чаще косвенная. Прямая речь – только цитаты. 4. Строгий и определенный порядок слов в предложении. 5. Абзацное членение и рубрикация. 6. Наличие реквизитов наименование, дата, подпись, печать, а также принятое для данного документа графическое оформление).
Публицистический или газетно-публицистический 1. Функции: информационная воздействующая. 2. Представлен - в газетах, журналах; - в журналистских расследованиях, на радио, телевидении, - в речах общественно-политических деятелей на митингах, собраниях, съездах. -адресован массовому читателю; Жанры: - информационные (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение); - аналитические (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор); - художественно-публицистические (очерк фельетон, памфлет). 4. Специфика: оценочность, страстность, эмоциональность, точность, логичность, официальность, стандартизованность. Многообразие и стилистическое богатство: 1. а)общеупотребительная б) книжная, научная, интернациональная, политическая: парламент, электорат, коррупция, дефолт, инвестиции, гласность и т.д. в) разговорная: пенсия, зарплата. и др. 2. Употребление так называемых «терминов в образном значении»: эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд переговоров, политический фарс, пародия на демократию и т.п. 1. Наряду с литературной нормой употребляется разговорный вариант: (в цеху, в отпуску, трактора и т.п.) 2.Существительные единственного числа употребляются в собирательном значении (без грамматического значения числа): читатель (нас не поймет), покупатель (имеет низкую покупательную способность), избиратель (не придет на выборы). 3. Глаголы часто употребляются в форме настоящего времени. (Боевики проходят обучение за границей. Похищают даже грудных детей). 4. Местоимения часто употребляются во множественном числе – МЫ. 5. В художественно-публицистических жанрах – все морфологические формы. 1. Используются все формы речи: монолог, диалог, прямая речь и т.д. 2. Правильность, четкость построения предложений. 3. Употребляются различные синтаксические приемы экспрессии: - необычный порядок слов, - риторические вопросы, - обращение, -побудительные и восклицательные предложения, - все виды односоставных предложений. (Нам сообщают. В заметке говорится.) 4. Употребление речевых стандартов (клише): как сообщает наш корреспондент, работники бюджетной сферы, служба занятости, международная и гуманитарная помощь и т.д. Отличать! от шаблонных оборотов речи – речевых штампов (влияние административно-канцелярских выражений) - в данный отрезок времени, - на сегодняшний день и т.д. 5. Синтаксическое оформление: заголовок и зачин (особое построение первого предложения).
  Разговорный стиль      
Разговорно-бытовой -Непосредственная передача информации о погоде, здоровье, новостях, интересных событиях, покупках, ценах и т.д. -Неофициальность, непринужденность, неупорядоченность, фрагментарность речевых форм 1. Употребление «разговорных слов»: а) просторечные слова (увнучить, заправский, примоститься, картошка, читалка и т.д. б) диалектизмы (бурак, хата). в) профессионализмы. г) неологизмы (окказиональные слова) (открывалка, хорошунчик, щелкунчики и т.д.) 2. Действие т. наз. «закона экономии речевых средств:а) соединение двух слов в одно, сокращение звуков и т.д. (вечерняя газета – вечерка, сгущенное молоко – сгущенка, подсобное помещение – подсобка, пятиэтажный дом – пятиэтажка и т.д.) б) редукция (сокращение звуков) - Сан Саныч, Марь Сергевна, здрасьте, грит, терь (теперь), чо (что) и т.д. 2. Слова с общим и неопределенным значением, которые конкретизируются в ситуации: вещь, штука, дело, история + «пустые слова» + контекст: - А куда мы эту бандуру денем? (о шкафе) - Знаем мы эту музыку! 3. Частое употребление фразеологизмов: рукой подать, нежданно-негаданно, как с гуся вода, дуракам закон не писан, у черта на куличках, сыграть в ящик, вешать лапшу на уши (вводить в заблуждение), втирать очки, высосать из пальца, брать с потолка и др. 1. Особая частота употребления глаголов 2. Частое употребление личных и указательных местоимений, т.к. диалог я – ты – он этот – тот – такой Я это не возьму. 3. Употребляется много частиц и междометий. - Что уж говорить! - Вот так штука! - Упаси бог об этом и вспоминать! - На тебе сюрприз! 4. Предпочтение вариантным формам - существительных (в цеху, в отпуску, стакан чая и т.д.) - числительных (пятидесятью и т.д.) - глаголов: прочту (прочитаю) - прилагательных: получше (лучше) покороче (короче) 5. Употребление усеченных форм а)существительных: -Пап! Мам! Кать! - два молока, две ряженки и т.д.; б) глаголов: хвать, прыг, скок, стук (А этот хвать его за рукав!) 6. Господство именительного падежа. - Он построил дачу – станция рядом. - Купила шубу – серый каракуль. - Дом обуви – где выходить? 7. Оценочные суффиксы: сыночек мамочка домишко силища и т.д. 1. Господствуют простые предложения (чаще неполные) - Покажите, пожалуйста, в линейку (тетрадь). - Таганку я не хочу (билет). - Вам от сердца? (аптека). 2. Из сложных предложений чаще употребляются бессоюзные. - Уеду – тебе будет легче. - Ты говори – я слушаю. 3. Чаще употребляется диалог. 4. Порядок слов. На первое место – самое важное в сообщении слово. - Компьютер мне купи. - Всего ужаснее это то, что ничего уже нельзя сделать. - Вот эти качества я и ценю. 5. Частое употребление слов-предложений. - Ладно. - Ясно. - Можно. - Да. - Нет. -Отчего же? 6. Употребление местоимений, дублирующих подлежащее. - Вера, она поздно приходит. - Участковый, он это заметил.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: