Стиль
| Функция и специфика
| Лексика (особенности)
| Морфология
| Синтаксис
|
| Книжные стили
|
|
|
|
Научный.
| IПодстили:
1. Собственно научный;
основное назначение научных произведений – изложение полученных путем исследования данных.
Жанры: научная статья, монография, диссертация, реферат, курсовая работа, дипломная работа и т.д.
2. Научно-справочный; основное назначение – знакомство читателей с системой научных знаний и информация.
Жанры: учебники, учебные пособия, справочники, словари.
3. Научно-популярная литература; основное назначение – популяризация научных знаний, информация в художественной форме.
Жанры: научная статья в общественно-политическом журнале, газете, эссе.
II Отвлеченность, обобщенность, логичность изложения.
| 1. Широкое употребление общенаучных слов:
исследование;
экспериментальный;
анализировать;
формулировать и т.д.
2. Термины – ядро научного стиля. Терминология – система единых однородных, взаимообусловленных элементов. Напр., лингвистика, лексика, морфология и т.д.
3. Номенклатура – собрание разнородных, внутренне не связанных элементов в пределах целого. От лат.NOMENCLATURA – перечень, роспись имен. Напр. в геогр. – названия рек, гор, океанов и т.д.
4.Большое место принадлежит абстрактной лексике.
случай часть
опыт энергия
процесс форма
вопрос сила
объем величина
характер масса
метод возможность
результат потребность и т.д.
Отказ от эмоционально-экспрессивной лексики. Сухость и строгость изложения.
6. Образность изложения только в научно-популярной литературе.
| 1. Количественное преобладание имен существительных, прилагательных.
2.Преимущественное употребление отглагольных имен существительных: (зрительное утомление, управление предложное и беспредложное, бурение, ускорение и т.д.)
Глаголы употребляются в настоящем и будущем времени без своего грамматического значения.
- Хлорид медленно разлагается.
- Углерод составляет самую важную часть растений.
- Разделим Х на У.
4. Местоимения (личные) употребляются редко, в основном во мн. числе.
Если мы исключим…
Мы приходим к результату …
5. Частое употребление предлогов
в течение,
в связи,
в отношении к…
6. Характерное окончание слов на -ние, -ость, –ие, -ство, –ка.
7. Специфические суффиксы и префиксы: -изм, -ист, анти-, поли - и т.д.
| 1.Преобладание сложноподчиненных предложений с причинно-следственными отношениями. если …то, так…что, в то время как, и потому, поэтому, следовательно, благодаря этому, в результате этого и др.)
2. Употребление неопределенно-личных предложений и пассивных конструкций:
- Порошок помещают…
- Нефть добывают…
- Олово плавится…
- Следует указать на то, что
- Важно подчеркнуть, что…
3. В основном монологическая речь, правильный порядок слов в предложении.
4. Употребление КЛИШЕ – речевых стандартов (в основном отглагольные обороты)
- оказывать воздействие на…
- подвергаться анализу…
- делаться возбудителем…
5. Четкое выделение абзацев, употребление вводных слов и словосочетаний:
во-первых,
во-вторых,
наконец,
итак,
таким образом.
|
Официально-деловой
| 1.Подстили:
а) Дипломатический
Жанры: коммюнике, ноты, конвенции, меморандумы, международные соглашения.
б) Законодательный
Жанры: конституция, указы, уставы, гражданские и уголовные акты.
в)Административно-канцелярский (канцелярская переписка, административные акты, распоряжения, распоряжения, договоры; различная документация: заявления, доверенности, автобиографии, расписки, характеристики, протоколы и т.д.
2. Реализуется в различных документах (различаются по степени стандартизации речи)
3. Специфика: сообщение и воздействие.
| 1. Специальные слова и термины юридические, дипломатические, военные, бухгалтерские, спортивные и т.д.
2. Обращение к аббревиатурам (Совбез, ВДВ, МЧС, ВВС, НИИ, ДЭЗ, ЛДПР, НЗ, ЧП, СНГ, ГВМ, Минфин, Минздрав и т.д.)
3. Употребление слов и выражений, не принятых в иных стилях, которые способствуют точности речи, исключают инотолкование.
вышеуказанный,
нижеследующий,
надлежащий,
наказуемость,
содеянное,
подписка о невыезде,
мера пресечения,
акт неповиновения и т.д.
| 1. Абсолютное преобладание имен существительных при незначительном использовании глаголов.
2. Не употребляются личные местоимения. Вместо указательных этот, тот и т. д. употребляются специальные слова: данный,
настоящий,
известный,
указанный и т.д.
3. Употребление глаголов, кратких причастий, прилагательных в роли сказуемого с значением долженствования:
должен,
обязан,
обязателен,
необходим,
подсуден,
следует,
надлежит,
вменяется,
обязуется и т.п.
4. Часто употребляются глаголы-связки:
является,
становится,
осуществляется,
или вспомогательного глагола:
оказывать помощь,
проводить контроль,
принять к сведению,
рекомендовать…
| 1. Широко применяются страдательные конструкции речи:
по конкурсу зачислены
жалобы подаются
перевозки грузов производятся
2.Насыщены клишированными оборотами с производными предлогами: (облегчают составление типовых текстов):
в целях…
составлять в связи…
по линии…
в целях совершенствования структуры…
по линии сотрудничества и взаимопомощи…
на основании принятого решения…
порядок составления и исполнения плана перевозок и т.д.
3. Используется в основном монологическая речь, чаще косвенная. Прямая речь – только цитаты.
4. Строгий и определенный порядок слов в предложении.
5. Абзацное членение и рубрикация.
6. Наличие реквизитов наименование, дата, подпись, печать, а также принятое для данного документа графическое оформление).
|
Публицистический или газетно-публицистический
| 1. Функции:
информационная
воздействующая.
2. Представлен
- в газетах, журналах;
- в журналистских расследованиях, на радио, телевидении,
- в речах общественно-политических деятелей на митингах, собраниях, съездах.
-адресован массовому читателю;
Жанры:
- информационные (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение);
- аналитические (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор);
- художественно-публицистические (очерк фельетон, памфлет).
4. Специфика:
оценочность,
страстность,
эмоциональность,
точность,
логичность,
официальность,
стандартизованность.
| Многообразие и стилистическое богатство:
1. а)общеупотребительная б) книжная, научная, интернациональная,
политическая:
парламент,
электорат,
коррупция,
дефолт,
инвестиции,
гласность и т.д.
в) разговорная:
пенсия,
зарплата. и др.
2. Употребление так называемых «терминов в образном значении»:
эпидемия болтовни,
вирус расизма,
раунд переговоров,
политический фарс,
пародия на демократию и т.п.
| 1. Наряду с литературной нормой употребляется разговорный вариант: (в цеху, в отпуску, трактора и т.п.)
2.Существительные единственного числа употребляются в собирательном значении (без грамматического значения числа):
читатель (нас не поймет),
покупатель (имеет низкую покупательную способность),
избиратель (не придет на выборы).
3. Глаголы часто употребляются в форме настоящего времени. (Боевики проходят обучение за границей.
Похищают даже грудных детей).
4. Местоимения часто употребляются во множественном числе – МЫ.
5. В художественно-публицистических жанрах – все морфологические формы.
| 1. Используются все формы речи: монолог, диалог, прямая речь и т.д.
2. Правильность, четкость построения предложений.
3. Употребляются различные синтаксические приемы экспрессии:
- необычный порядок слов,
- риторические вопросы,
- обращение,
-побудительные и восклицательные предложения,
- все виды односоставных предложений. (Нам сообщают. В заметке говорится.)
4. Употребление речевых стандартов (клише):
как сообщает наш корреспондент,
работники бюджетной сферы,
служба занятости,
международная и гуманитарная помощь и т.д.
Отличать! от шаблонных оборотов речи – речевых штампов (влияние административно-канцелярских выражений)
- в данный отрезок времени,
- на сегодняшний день и т.д.
5. Синтаксическое оформление: заголовок и зачин (особое построение первого предложения).
|
| Разговорный стиль
|
|
|
|
Разговорно-бытовой
| -Непосредственная передача информации о погоде, здоровье, новостях, интересных событиях, покупках, ценах и т.д.
-Неофициальность, непринужденность, неупорядоченность, фрагментарность речевых форм
| 1. Употребление «разговорных слов»:
а) просторечные слова (увнучить, заправский, примоститься, картошка, читалка и т.д.
б) диалектизмы (бурак, хата).
в) профессионализмы.
г) неологизмы (окказиональные слова) (открывалка,
хорошунчик,
щелкунчики и т.д.)
2. Действие т. наз. «закона экономии речевых средств:а) соединение двух слов в одно, сокращение звуков и т.д. (вечерняя газета – вечерка, сгущенное молоко – сгущенка,
подсобное помещение – подсобка,
пятиэтажный дом – пятиэтажка и т.д.)
б) редукция (сокращение звуков)
- Сан Саныч, Марь Сергевна, здрасьте, грит, терь (теперь), чо (что) и т.д.
2. Слова с общим и неопределенным значением, которые конкретизируются в ситуации:
вещь, штука, дело, история + «пустые слова» + контекст:
- А куда мы эту бандуру денем? (о шкафе)
- Знаем мы эту музыку!
3. Частое употребление фразеологизмов:
рукой подать, нежданно-негаданно, как с гуся вода, дуракам закон не писан, у черта на куличках, сыграть в ящик,
вешать лапшу на уши (вводить в заблуждение), втирать очки,
высосать из пальца,
брать с потолка и др.
| 1. Особая частота употребления глаголов
2. Частое употребление личных и указательных местоимений, т.к. диалог
я – ты – он
этот – тот – такой
Я это не возьму.
3. Употребляется много частиц и междометий.
- Что уж говорить!
- Вот так штука!
- Упаси бог об этом и вспоминать!
- На тебе сюрприз!
4. Предпочтение вариантным формам
- существительных (в цеху, в отпуску, стакан чая и т.д.)
- числительных (пятидесятью и т.д.)
- глаголов: прочту (прочитаю)
- прилагательных: получше (лучше)
покороче (короче)
5. Употребление усеченных форм а)существительных:
-Пап! Мам! Кать!
- два молока, две ряженки и т.д.;
б) глаголов: хвать, прыг, скок, стук (А этот хвать его за рукав!)
6. Господство именительного падежа.
- Он построил дачу – станция рядом.
- Купила шубу – серый каракуль.
- Дом обуви – где выходить?
7. Оценочные суффиксы:
сыночек
мамочка
домишко
силища и т.д.
| 1. Господствуют простые предложения (чаще неполные)
- Покажите, пожалуйста, в линейку (тетрадь).
- Таганку я не хочу (билет).
- Вам от сердца? (аптека).
2. Из сложных предложений чаще употребляются бессоюзные.
- Уеду – тебе будет легче.
- Ты говори – я слушаю.
3. Чаще употребляется диалог.
4. Порядок слов. На первое место – самое важное в сообщении слово.
- Компьютер мне купи.
- Всего ужаснее это то, что ничего уже нельзя сделать.
- Вот эти качества я и ценю.
5. Частое употребление слов-предложений.
- Ладно.
- Ясно.
- Можно.
- Да.
- Нет.
-Отчего же?
6. Употребление местоимений, дублирующих подлежащее.
- Вера, она поздно приходит.
- Участковый, он это заметил.
|