| № | Перечень компетенций вожатого | Содержание программы подготовки вожатых | Количество часов | Дата |
| Теоритическая подготовка вожатых 45 часов | ||||
| Возрастные особенности детей: | - общие возрастные характеристики: физические, умственные, психоэмоциональные, (7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет) -особенности работы в отрядах младшего, среднего, старших возрастов: организация режимных моментов, принципы воспитательного взаимодействия, специфика подготовки, организация и проведение отрядных дел, особенности подготовки отрядных выступлений на массовых мероприятиях; - характерные трудности каждой возрастной группы, которые могут возникнуть в условиях детского лагеря и пути их решения; - методы работы с разновозрастным отрядом, исходя из психологических особенностей детей и подростков. | 6 часов | ||
| 1. | Какие они подростки? | |||
| 2. | Тайны подросткового возраста | |||
| 3. | Смена маленького роста. | |||
| Временный детский коллектив (ВДК) | - понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива; - теория развития ВДК по Лутошкину; - периоды развития детского коллектива; - педагогическое управление развитием детского коллектива; - сплоченность малой группы; - лидерство в ВДК: понятие, деловое и эмоциональное лидерство, развитие лидерства в ВДК, работа вожатого с лидерами; - система самоуправления и соуправления в ВДК; - стили руководства | 4 часа | ||
| 5. | ВДК – этапы развития | |||
| Лидерство и самоуправление | ||||
| Периодизация лагерной смены | - этапы развития лагерной смены; - особенности каждого тапа смены; - цель, задачи и результат этапов лагерной смены; - методы и формы организации жизнедеятельности отряда на каждом этапе развития смены; - конфликтные зоны в деятельности вожатого в соответствии с этапами развития лагерной смены. | |||
| Логика развития лагерной смены | ||||
| Организационный период | ||||
| Основной период | ||||
| Итоговой период | ||||
| Единые педагогические требования | - ЕПТ и технологии их предъявления в условиях детского лагеря; - поощрение и наказание в условиях детского лагеря; -запреты и ответственность за их нарушение. | |||
| Взаимодействие напарников в течении лагерной смены | - напарничество: понятие, функции, эффективное напарничество; - «само менеджмент»; - профилактика профессионального выгорания. | |||
| Взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса | - содержание и особенности взаимодействия «вожатый-вожатый», «вожатый-администрация лагеря», «вожатый родители»; - психологические и юридические аспекты взаимоотношений на всех уровнях; - правила делового общения. | |||
| Конфликтное взаимодействие | - конфликтные ситуации «вожатый-вожатый», «вожатый-администрация лагеря», «вожатый родители»; -типологии конфликтов; - стратегии и способы разрешения конфликтов; - этапы регулирования конфликтных ситуаций. | |||
| Система аналитической работы вожатого | - диагностика ребенка в условиях ВДК: цель, задачи и результат; - диагностические методики ВДК; - Формы, виды и методы анализа воспитательного дела, деятельности отряда, собственной педагогической деятельности; - анализ результатов диагностики, корректировка на его основе своей педагогической деятельности; - анализ дня и дела, мероприятия с отрядом, условия и требования к его проведению. | |||
| Что такое анализ? | ||||
| Побеседуем не скучно | ||||
| Работа на последействие | ||||
| Знакомство с лагерем | - управление жизнедеятельностью детского лагеря: субъекты, функции, система подчинённости. | |||
| Нормативно-правовые аспекты в работе вожатого | - статус ребенка и вожатого в соответствии с законодательством; - уголовно и административно наказуемые деяния, касающиеся деятельности вожатого. | |||
| Обеспечение безопасности ВДК | - инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп; - постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; - ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей. | |||
| Особенности работы с детьми в трудной жизненной ситуации | - категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, согласно законодательству РФ; - дети в социально-опасном положении и их характеристика; - особенности выстраивания конструктивных взаимодействий с данными категориями детей; - специфика работы с многонациональным отрядом. | |||
| Практические занятия | ||||
| Огонек знакомств | ||||
| Игры на знакомство/командообразование | ||||
| Организация и проведение квестов | ||||
| Вечер легенд тематический | ||||
| КТД | ||||
| Работа вожатого в условиях плохой погоды | ||||
| Тематический огонек | ||||
| Оформление отрядного уголка | ||||
| Изготовление сюрпризок | ||||
| «Есть идея – от идеи к делу» | ||||
| Проведение экскурсий | ||||
| Игры с залом, в автобусе, на снятие напряжения, минутки, психологические | ||||
| Итоговый огонек (посвящения) | ||||
| Итого: 34 занятия, 21 теоретическое, 13 практических – каждое по 2 часа. |






