Смысл деизма

Важнейшим элементом парадигмы Нового времени является переход в религиозной сфере от авраамизма (монотеизма) к деизму. Напомним, что первое фундаментальное разъятие холистского ансамбля мы встречаем в креационизме, и богословские основания этого заложены в догматах авраамических религий - т.н. "религий Откровения" или монотеизма. Здесь впервые радикально разводятся мир и его Начало, творение и Творец. В этом заключается первая предпосылка "специализации", так как полнота манифестационистского, холистского подхода (парадигма античности) размыкается. Уже здесь мы сталкиваемся с предварительной формулировкой того, что в полной мере проявит себя в "деизме" мыслителей Просвещения, в доктринах Декарта или Ньютона. Мы имеем, с одной стороны, механический мир как конструкцию, а с другой - "великого механика", остающегося за кадром и соучаствующего в судьбе механизма лишь извне и косвенно: "механик" изготавливает, запускает и подправляет сбившийся механизм Вселенной. Признание бытия такого "механика" становится вопросом произвола, некоей абстракцией, и вполне может быть заменено открытием какой-то пока неизвестной природной закономерности, которая могла бы объяснить некоторые сложные узлы в функционировании мира. Именно это и происходит в дальнейшем становлении науки Нового времени, где фигура "великого механика" постепенно пропадает из виду. Деятели Просвещения (Тюрго, Ламетри, Лаплас и т.д.) легко совершат этот шаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: