Диалектический материализм провозгласил себя подлинно научной философией, которая, во-первых, все свои выводы, принципы основывает на данных науки; во-вторых, оценивает свои положения как объективную, окончательную истину.
1. Материалистическое решение основного вопроса философии, то есть вопроса об отношении сознания и материи. Его смысл впервые изложен в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» - 2 глава. Этот вопрос имеет две стороны: первая – что первично, материя или сознание? Марксизм утверждает - первична материя. Вторая – познаваем ли мир? Марксизм признает - мир познаваем.
2. Соединение материализма и диалектики в единую философскую систему – диалектический материализм. Здесь следует: вспомнить, что и материализм, и диалектика существовали еще со времен античности; определить, что такое материализм (см. пункт 1) и в чем сущность диалектики. Диалектика включает в себя два принципа: принцип развития, принцип всеобщей взаимосвязи явлений процессов. Таким образом, диалектический материализм утверждает: мир материален и функционирует по законам диалектики. Имеются в виду законы, сформулированные еще Гегелем: 1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон взаимных количественных и качественных изменений; 3. закон отрицания отрицания.
3. Учение о материи, движении, пространстве и времени.
Учение о материи. Этот материал может быть раскрыт на основе работ Ф. Энгельса и В. И. Ленина. За все время существования философии в ней сформировались два разных подхода к пониманию материи:
- Субстратная концепция. Здесь материя – это некий исходный строительный материал, из которого состоят все вещи, например, вода, огонь, атомы и т.д.
- Гносеологическая концепция. Здесь материя не связывается с конкретными свойствами вещей. Представителем гносеологической концепции был В.И. Ленин. Он сформулировал следующее определение: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и существует независимо от них». Суть определения в следующем: единственным свойством материи признается свойство быть объективной реальностью, то есть существовать вне человеческого сознания; материя отображается органами чувств человека; материя не отождествляется с конкретными свойствами предметов.






