Основные положения атеистического экзистенциализма

1. Философия принципиально отличается от науки. Наука стремится к общезначимым истинам, дает ясные однозначные формулировки. Философия изучает тайны человеческого бытия, существования и предлагает не общезначимые, а личные истины. Поэтому у каждого человека может быть своя личная философия, которая представляет собой особого рода веру. Экзистенциализм изучает внутренний мир человека, который невозможно адекватно выразить словами, то есть логическими, рациональными формами. Наука же изучает явления предметного, природного мира, которые можно описать рационально, логически.

2. Главной проблемой философии экзистенциализма является бытие, существование человека, то есть чувства, эмоции, переживания, совесть, весь внутренний мир.

3. Основной категорией в этой философии является понятие «экзистенция», которое впервые определил Кьёркегор. Экзистенция - это особый способ переживаниясуществования.

Существование бывает двух видов: внешнее, неподлинное и подлинное.

Внешнее существование подразумевает, что человек живет обычной повседневной жизнью со всеми ее заботами. Такое существование не является подлинным, потому что здесь теряется индивидуальность личности, которая превращается в «среднего человека» (Хайдеггер), человека, живущего «КАК ВСЕ».

Подлинное существование начинается с признания неотчуждаемой свободы других людей и своей собственной свободы. Для того чтобы приблизиться к подлинному существованию необходимо: во-первых, отвлечься, отрешиться от внешнего мира, «заключить мир в скобки»; во-вторых, отвлечься от того, что человек приобрел с помощью образования и жизненного опыта, то есть в ходе повседневной жизни.

Сделав первое и второе человек, остается наедине с самим собой. В этом случае у него открывается возможность понять смысл своего существования и перейти к подлинному бытию. Одним из инструментов, помогающих человеку подойти к подлинному существованию, является стремление «заглянуть смерти в глаза», то есть сосредоточиться на осознании собственной неизбежной смерти. Для этого нужно попасть в «пограничную ситуацию» (например, ожидать смертной казни в тюремной камере, неизлечимо заболеть) и испытать страх, отчаяние.

Страх в экзистенциализме – понимается как метафизический ужас, в результате которого может наступить п розрение, рассматриваемое как способ познания. Поэтому экзистенциализм и есть философия иррационализма. В результате прозрения человеку может открыться зияющая бездна бытия, о которой он не имел ни малейшего представления, когда спокойно прозябал в сутолоке повседневных дел.

Итак, экзистенциализм учит, что размеренно протекающая человеческая жизнь ничего не знает о себе самой, и только в моменты потрясений и катастроф, когда с сознания спадает пелена повседневности, открываются трагические истины человеческого существования. Когда человек осознал свое подлинное бытие – экзистенцию - для него в жизни покоя больше нет. У него остается только риск выбора действий, решений. Причем этот выбор не гарантирует успеха. В этом и заключается подлинное существование. Оно намного труднее, чем бездумное бытие в рамках привычного порядка вещей. Многие люди, возможно, большинство по различным причинам (например, боязнь одиночества, бремени ответственности) предпочитают быть несвободными, вести не подлинное существование.

В центре внимания экзистенциализма - смерть, страх, забота, тревога, чувство вины. Именно они, утверждают экзистенциалисты, позволяют понять подлинный смысл бытия. Здесь налицо абсолютизация роли отрицательных эмоций в жизни человека. Человеческое сознание рассматривается не как познающее (что характерно для рационализма), а, прежде всего, как страдающее, тревожащееся, озабоченное выяснением смысла жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: