Экзистенциал заботы как способ укоренения человека в бытии

Экзистенциальный анализ бытия одним из первых в XX в. предпринял М. Хайдеггер, чтобы актуализировать вопрос о смысле бытия, «впавший в немилость с того самого момента, как сложились начала метафизики» [1, с. 152]. В 1927 г. в Германии. М. Хайдеггером был создан концепт смысла бытия, изложенный в его книге «Бытие и время» (русский перевод 1997 г.) [см.2]. Интерпретация Хайдеггером бытия ведется через особый вид бытия – человеческое бытие, которое он называет Dasein (Dasein – Здесь - бытие, Бытие-вот, присутствие, наличное бытие). Выяснить Dasein – это выяснить смысл человеческого существования. Dasein – это существование, человеческая экзистенция. «Сущность присутствия заключена в его экзистенции» [3, с. 31], о чем нам было известно из предыдущего русского издания философских эссе М. Хайдеггера «Время и бытие». Имя «экзистенция» употребляется исключительно как обозначение бытия человека», – пишет он в статье «Введение к «Что такое метафизика?» [там же]. Стояние в просвете бытия Хайдеггер называет эк-зистенцией человека. «Эк-зистенция означает содержательно вступание в истину Бытия», – пишет он в «Письме о гуманизме» [3,с.199]. Комментируя себя же, Хайдеггер постоянно напоминает, что человек есть в той мере, в какой он эк-зистирует, что традиционно на метафизическом языке означает его субстанцию, т.е. его экстатическое стояние в истине бытия как духовно-душевно-телесного существа. Экзистируя, человек открыт судьбе бытия. «Бытие светит человеку в эк-статическом «проекте», наброске мысли, называемом просветом бытия. Просвет дарит близость к бытию. В этой близости, в просвете открывшегося «Вот» обитает человек как эк-зиструющий, хотя сегодня он еще и не может осмыслить это свое обитание как таковое и вступить во владение им» [там же, с.205].

Анализ миропонимания Хайдеггер представляет через те структуры бытия-в-мире, которые он называет экзистенциалами, поэтому его аналитика называется им фундаментальной онтологией (наукой о бытии). Вне этого истина бытия в качестве его просвета остается для метафизики потаенной. Однако в отличие от своего учителя Э. Гуссерля феномены бытия определяются «герменевтическим[2] пониманием сложных взаимосвязей смысла, раскрывающим тайну бытия»[1, с.155].

Через альтернативу человеческой самости Dasein, согласно Хайдеггеру, бывает подлинным и неподлинным. Модусы неподлинной экзистенции – болтовня, двусмысленность, любопытство, «осадочность» как падение в бытие на уровень вещей. С какого сущего нам следует считывать смысл бытия? Только с подлинного бытия. Хайдеггер выделяет собственную и несобственную экзистенцию, что адекватно подлинному и неподлинному бытию. Несобственная – это бытие людей (das Man), которые руководствуются принципами «так говорят», «считается», «принято» и т.п. Это бытие тех, кто даже не нуждается в своем собственном пути, в том, чтобы быть «самостью». У них непроявленная идентичность присутствия как бытия-в мире. Это безликие люди повседневности. Несобственная экзистенция как раз наиболее полно раскрывает бытие в его активности, деловитости, жизненности. Однако повседневность интерпретируется как неподлинное бытие, мир несамости, безосновности, рассеивания, непребывания, потерянности в публичности. Das Man – это безличное местоимение, ему соответствует мир анонимности, отсутствия свободы и ответственности. Здесь присутствует озабоченность настоящим, которая превращает жизнь человека в «болтливые хлопоты», прозябание повседневности. Здесь нет субъекта действия, здесь никто и ничего не решает. Здесь каждый оказывается другим, личность умирает, индивидуальность растворяется в усредненности. Здесь преобладает стремление удержаться в наличном, в настоящем, избежать размышления о предстоящем, т.е. о смерти. Для Хайдеггера это структуры повседневной практики, т.е. неподлинного Dasein. Модус повседневности является предстоянием обретения Dasein в его подлинной экзистенции. Dasein как наличное бытие кто ( радикально индивидуализированное существование человека в перспективе смерти и нуждающегося в благодати, может быть идентифицировано с кто наличного бытия, Dasein) и есть та точка отсчета, из перспективы которой виден свет бытия [см.1, с.158; 16].

Бытие человека в мире говорит об его изначальной заброшенности в мир. В основе человеческого бытия лежит забота Sorge [3] (cura – лат.) как основной экзистенциал, раскрывающий заботу человека о самом себе. «Аналитика присутствия, пробивающаяся вперед до феномена заботы, призвана подготовить фундаментально-онтологическую проблематику, вопрос о смысле бытия вообще [4, §39] через который определяются судьбы культуры и общества, а знание (Aufklärung) выступало бы в качестве ответа на практический вопрос о правильной жизни. Забота лежит в основе каждого проявления человеческой экзистенции. «В качестве эк-зистирующего человек несет на себе бытие-вот как просвет, поскольку делает «вот» как просвет Бытия своей «заботой». Забота как сущностный экзистенциал Dasein получила название Homo, так как идентифицируется с понятием «humus» (земля) [см. 4, § 3]. Гумус – это верхний плодородный слой земли. На онтологическом фундаменте заботы надстраивается ее онтическое (сущностное) понимание как хлопотливости, тревожности, беспокойства или, наоборот, беззаботности. Забота характеризуется как забегание вперед, потому что человеческое бытие всегда есть своя собственная возможность (см. там же, § 41).

Контрольные вопросы

1. С чем связан переход к экзистенциональной парадигме в рассмотрении бытия человека?

2. Что такое Dasein? Каким русским словом его можно заменить?

3. Каким бывае Dasein? Охарактеризуйте.

4. Что такое das Man?

5. Почему первым экзистенциалом выступает забота?

6. Что такое стояние в просвете бытия?

7. Как связывает М. Хайдеггер понятия «гумус» и «homo»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: