Запишите это на бумаге

В Четвертом Шаге вы записываете на бумаге (или на современном техническом эквиваленте) качества и черты жизни, которую вы решили передать силе более могущественной, чем вы, в Третьем Шаге.

Что у меня тут есть в данный момент? Что я собой представляю? Каковы черты моего характера? (Желательно, чтобы вы были бесстрашны и тщательны в этом вопросе.) Какова моя сексуальная природа? Что люди делали со мной и что я делал с ними? Каковы, по моему мнению, мои сильные стороны? В чем мои недостатки? Есть ли у меня обиды? Если да, то каковы они и не кажется ли, что у них один корень? Какова моя роль в том, что они не проходят?

Совершали ли вы что‑то, что до этого клялись никогда не делать? Например, трясли пальцем перед носом своего ребенка (как делала перед вами ваша мать, и вы поклялись никогда не делать так перед своим ребенком). Или заводили интрижку на стороне, хотя считаете такое поведение недостойным? Если вы исследуете историю своей жизни, вы сможете вспомнить несколько подобных «затруднительных положений». Как вышло, что вы совершали подобные поступки, хотя были категорически против них?

Процесс инвентаризации Четвертого Шага предлагает некую структуру для помощи в поиске ответов на эти вопросы. Живое Учение адвайты добавляет еще один слой самоисследования к предложенному Шагами.

Когда каталог ваших типичных отношений к другим, к событиям и к себе полностью готов, Живое Учение советует направить усилия на внимательное рассмотрение вопроса о том, что заставляет нас действовать подобным образом. Почему иногда мы можем действовать в соответствии с собственной системой ценностей, а в другое время не можем? Откуда берутся эти черты характера? Что делает меня таким? Сделал ли я себя таким или это результат объединенного воздействия различных сил? Вижу ли я вещи иначе, чем другие? Если да, то кто из нас прав? Чем это можно подтвердить? Что определяет мое видение происходящего? Что заставляет мое восприятие меняться, иногда настолько сильно? Кто делает все это? Кто хочет знать?!

Обычные поверхностные притязания ложного чувства авторства – в том, что «я, ложное чувство авторства» ответственно. «Я» мог и должен был сделать все лучше. «Я» должен был сопротивляться соблазну. «Я» должен был быть сильнее и мудрее. «Я» должен был быть не таким эгоистичным и эгоцентричным.

Живое Учение поощряет вас заглянуть еще глубже, чтобы увидеть, что находится за притязаниями ложного чувства авторства. Каковы были причины и условия, предшествовавшие действию и окружавшие его? В случае с качанием пальца перед носом ребенка какие еще силы Вселенной участвовали в этом действии? Каким был уровень ваших гормонов в тот момент? А уровень сахара в крови? Какие события произошли в вашей жизни, которые могли повлиять на ваше настроение? Хорошо ли вы спали накануне ночью? Или, может, другой ваш ребенок только что разрисовал все обои ручкой? Или, возможно, вы только узнали о непредвиденных расходах? Или получили плохие известия о своем здоровье или здоровье ваших близких? Вы осознаете, что ни у чего не может быть одной‑единственной причины?

А как обстоят дела с позитивными событиями вашей жизни? Можете ли вы увидеть, что все, что у вас есть, – это дар? Даже если вы считаете, что тяжело работали и заслужили это. Понимаете ли вы, что ваша способность заслужить это – дар? Вам было дано достаточно ума, энтузиазма, здоровья и энергии, чтобы вы смогли это заслужить. Обдумайте это. Откуда берется сила, чтобы добиться успеха?

Замечаете ли вы, что каждое действие вплетено в гигантскую сеть причин и условий? Замечаете ли вы, что черты вашего характера и манера поведения неразрывно связаны с генетикой и жизненным опытом (обусловленностью)? Когда вы увидите, откуда берутся ваши личные качества, вы перестанете обращать внимание на голос ложного чувства авторства, когда оно ложно притязает на ответственность за эти качества.

Исследование может привести к видению. Видение может привести к Пониманию.

«Многие из нас обладали моральными и философскими убеждениями в изобилии, но мы не могли жить в соответствии с ними, как бы нам того ни хотелось. Мы не могли стать менее эгоцентричными, хотя очень желали этого и прилагали все силы».

Когда мы исследуем свои обиды, страхи и сексуальную историю в Четвертом Шаге, мы можем увидеть, что наши собственные моральные и философские убеждения иногда отличаются от нашего поведения. Например, мы верим, что правильно быть великодушными по отношению к другим, но иногда ведем себя эгоистично. Мы верим, что должны быть честными по отношению к своим близким, но врем по мелочам или по‑крупному. В Живом Учении мы тщательно исследуем Источник такого поведения. Мы ли это? Или это сила более могущественная, чем мы? Будучи выходцами из религиозной среды, создатели Шагов признавали, что Бог должен «помочь» им стать лучше. В Живом Учении разница между Богом и нами размывается по мере углубления понимания. Но мы несколько забежали вперед. Четвертый Шаг – это, в основном, записывание того, что есть, и того, что происходило до сих пор в наших жизнях. А смысл всего этого придет позже.

Когда Шаги обсуждают наше негативное поведение, они тут же предполагают, что мы не плохие, мы просто больны. Предполагая, что мы больны, Шаги надеются не дать нам погрязнуть в чувстве вины. Утверждать, что мы больны, – значит ввести внешний фактор, влияющий на наши действия. Многие из нас совершали ужасные вещи по отношению к себе и другим. По мере того как процесс инвентаризации выводит их на поверхность, ложное чувство авторства заявляет на них свои права, в результате чего возникает подтачивающее нас чувство вины. Иногда оно настолько сильно, что нам кажется, что мы больше не можем. Когда же мы принимаем возможность того, что не олицетворяем собой зло, а просто больны, чувство вины ослабевает, и мы в состоянии двигаться дальше. Болезнь – не оправдание наших действий. В Восьмом и Девятом Шагах мы увидим, что все еще должны искупить все те плохие поступки, которые совершали по отношению к другим.

Наша инвентаризация должна также включить некоторые из ужасных вещей, которые другие совершали по отношению к нам (в частности, поскольку они связаны с нашими обидами). Главное – записать их все на бумаге, внимательно просмотреть и, если повезет, увидеть некоторые типичные схемы в этом безумии нашей жизни. Когда наши плохие поступки и плохие поступки других рассматриваются в свете болезни, над которой никто из нас не властен, вся эта игра кардинально меняется. Обиды, вина и ненависть (наша и других) просто не возникают. Это чудо.

Большая Книга с ее религиозной позицией рекомендует молиться за выздоровление других от их болезней в той же самой манере, в какой она рекомендует просить Бога изъять личные недостатки. В Живом Учении такое состояние безупречности и приятия становится естественным результатом осознания нашего абсолютного бессилия через исследование того, кто мы есть на самом деле, и интуитивного понимания того, что скрывается за этим ответом.

Составляя личный инвентарный список, легко сбиться с пути, задаваясь вопросами: «Абсолютно ли я честен? Что если я недостаточно честен? Как я могу быть уверен, что мои воспоминания верны?» Для многих из нас достаточно просто сказать: «В данный момент я честен настолько, насколько могу». Один из основных принципов программ Двенадцати Шагов заключается в том, что если вы придерживаетесь их, то по мере продвижения вперед у вас почти наверняка разовьется большая способность к честности.

Четвертый Шаг не настолько сложен, как кажется многим. Он о том, чтобы пересмотреть, кто мы и что мы. Начните с поверхности и постепенно продвигайтесь вглубь. Посмотрите на себя внимательно. Запишите то, что видите. Обдумайте это. Это не должно быть чем‑то напряженно‑тяжелым. Попробуйте подойти к этой задаче с легким любопытством, как ребенок наблюдает за муравьем, несущим в челюстях песчинку.

Обиды

Составление списка обид – одно из самых важных заданий Четвертого Шага. В Большой Книге говорится, что обида – это враг «номер один». Он буквально убивает нас, причиняя такие страдания, что мы ищем спасения от них в наших зависимостях.

«Уверенные, что наше „я“ во всех его проявлениях было причиной нашего поражения, мы рассмотрели эти его обычные проявления».

То, что Большая Книга называет «я», Живое Учение называет ложным чувством авторства.

Составляя список обид, вы, вероятно, наткнетесь на одно слово, которое выскакивает вновь и вновь, – «должно». Наши обиды неизбежно связаны с тем, что, по‑нашему, другие «должны» были сделать или чего «не должны» были делать. Это чувство коварно и беспощадно. Оно разлагает нас изнутри. Оно нас отделяет и изолирует.

Если мы рассмотрим его более внимательно, то сможем увидеть, что это чувство отражает неприятие Того, Что Есть. Это заявление чувства ложного авторства, что «я» знаю, как все должно было происходить. Оно основано на высокомерной уверенности, что мои представления о правильном и неправильном – это Истина в конечной инстанции. Это отличается от простых симпатий и антипатий. Когда вам не нравится, что кто‑то что‑то сделал, и когда вы чувствуете, что они не должны были этого делать, – это по сути совершенно разные вещи. Когда я говорю, что мне что‑то не нравится, это просто отражает мои предпочтения и особенности моей личности. Некоторые вещи мне нравятся, другие не нравятся. Когда я говорю, что вы «не должны» были делать что‑то, – это мое суждение вас, основанное на стандарте, который я считаю единственно верным. Более того, я подразумеваю, что у вас было достаточно силы на тот момент, чтобы не делать то, что вы сделали. Когда я чувствую, что у вас было достаточно силы, чтобы не делать то, что я считаю неправильным, но вы, тем не менее, сделали это, неизбежно возникает негодование или обида.

Обиду иногда описывают как принятие самим дозы яда в надежде, что другой человек умрет. Временное решение этой проблемы – прощение. Но это все равно что рубить сорняк, не трогая корень. Он неизбежно вырастет вновь. Более постоянное решение – вырвать обиду с корнем, и это требует Приятия. Приятие – это осознание, что происшедшее не могло происходить иначе, и в нем нет ничьей вины. Приятие подразумевает понимание, что мои суждения о чем бы то ни было относительны, изменчивы и не Абсолютны. Приятие содержит возможность того, что хотя я и убежден в своей правоте, я, тем не менее, могу ошибаться! Это также известно как смирение.

Важно отметить, что Приятие – не одобрение. Мы можем принимать случившееся как часть функционирования Вселенной, даже если оно нам не нравится. Однако если присутствует ощущение, что все «должно быть не так», то неизбежно возникнет чувство вины или обиды.

«Должно» в отношении других приводит к обидам. «Должно» в отношении нас самих приводит к чувству вины и страху. Корень этого «должно» лежит в притязаниях ложного чувства авторства на силу. Когда я говорю, что «должен был» действовать по‑другому, это подразумевает, что мое действие было продуктом моей личной силы и я ее неправильно использовал. Это чувство вины. Когда я проецирую «я должен» в будущее, какая‑то часть меня знает, что у меня недостаточно силы, чтобы контролировать все возможные переменные для гарантии успеха, и это приводит к страху.

И вновь перед нами встает вопрос личной силы. Когда мы утверждаем, что обладаем ей, мы неизбежно страдаем. Когда мы свободны от изначально ложных притязаний ложного чувства авторства, наше личное бессилие становится явным, и приходит Покой. Этот Покой ни от чего не зависит, он присутствует, даже когда мы недовольны, если нам что‑то не нравится.

Живое Учение стремится взрастить понимание того, что все наши действия и все действия других – результат Высшей Силы, проходящей через запутанный клубок генетических предрасположенностей и жизненного опыта (влияния среды). Мы видим генетическую предрасположенность в детях – одни рождаются более активными, другие более пассивными. По мере роста ребенка жизненный опыт либо усиливает, либо корректирует качества, с которыми мы рождаемся, и именно совокупность всех этих качеств в каждый текущий момент оказывает воздействие на совершаемые поступки. Поэтому ни хорошие, ни плохие действия не являются результатом независимой личной силы, как мы прежде считали. С этим пониманием мы больше не подвержены чувству вины или гордости за свои поступки и не страдаем от ядовитого воздействия ненависти к другим за их действия, как бы сильно они нас ни ранили.

Большая Книга указывает на тот факт, что «я» (ложное чувство авторства) проявляет себя самыми разными способами. Из‑за этого мы страдаем. В Четвертом Шаге нас поощряют опознать различные проявления «я» (ложного чувства авторства), начиная с обид и переходя затем к страхам.

Страхи

«Мы тщательно проанализировали наши страхи. Мы записали все, чего боимся, даже если эти страхи не были связаны с какими‑либо обидами. Мы спросили себя: откуда у нас эти страхи? Не было ли причиной то, что мы во всем полагались на себя, и это нас подвело?»

Как и в случае с обидами, связь между страхом и «я» (ложным чувством авторства) – это решающий фактор. Четвертый Шаг задуман для того, чтобы продемонстрировать это. Почти всех нас с самого раннего возраста приучают к тому, что умение полагаться на себя – желанное и замечательное качество, и всячески подталкивают развивать его. Но чтобы по‑настоящему полагаться на себя, мы должны призвать личную силу. Даже если мы считаем себя независимыми, мы знаем из собственного жизненного опыта, что личная сила ограниченна. И когда мы осознаем, что у нас может не хватить личной силы, чтобы сделать то, что мы «должны» сделать, возникает страх.

Составленный список страхов может помочь увидеть, что в них общего. Причиной всех страхов всегда является ощущение недостатка силы и контроля.

Активность ложного чувства авторства дает нам на время ощущение силы и независимости. Оно заставляет нас поверить в свою способность контролировать происходящее и самих себя. С этой предполагаемой независимостью приходит чувство разобщенности. Зависимость усиливает это чувство. Когда зависимость активна, ощущение, что мы «должны» быть могущественны, постоянно накладывается на жалкие свидетельства нашей слабости. Те, кто свободен от зависимостей, также сталкиваются с доказательствами слабости, когда мы не способны действовать в соответствии со своими моральными и философскими стандартами.

В Живом Учении слабости и бессилие – совершенно разные вещи. Слабость означает, что существует вероятность личной силы, но что ее у нас недостаточно. Бессилие – это признание того, что личная сила иллюзорна, что у нас никогда ее не было, даже когда мы думали, что она у нас есть. Это великий парадокс жизни: с притязаниями на личную силу приходят страх и слабость, а с признанием собственного личного бессилия появляется истинная сила.

«Духовная жизнь – не теория.

Ею нужно жить».

Бессилие – не беспомощность, не фатализм. Когда мы наконец признаем свое личное бессилие, создается пространство, в котором мы начинаем видеть, что нам ДАЕТСЯ сила, чтобы действовать, думать и чувствовать. Самое сложное в этом – осознать, что иногда сила заставляет нас совершать плохие поступки. Наше осознание должно углубиться достаточно, чтобы мы поняли, что даже наш эгоизм и себялюбие даются нам тем же Источником, который дает нам силу действовать доброжелательно и благородно.

Когда мы понимаем, что мы не независимые капли, а неотделимые от Океана волны, страхи начинают исчезать естественным образом. Мы осознаем следующее: что бы мы ни делали – это действия Океана, который проявляет себя через форму и поступки нас как волн. Вся сила исходит из Океана, и мы, волны, – просто проявления этой силы, никак ее не контролирующие. Страх не может выжить в таком понимании.

Секс

Трудно представить себе тему более противоречивую, чем секс. Она возглавляет список самых популярных тем, которые мы редко всерьез обсуждаем на публике. Следуя своей мудрости, Шаги не придерживаются никакой позиции по отношению к сексу, кроме признания его естественным человеческим проявлением, в котором честность крайне важна. Живое Учение тоже воздерживается от выражения каких‑либо моральных взглядов относительно этой темы, но отмечает, что в этой области человеческих проявлений разрыв между устойчивыми личными убеждениями и фактическим поведением самый большой. Таким образом, это плодородная почва для более глубокого исследования притязаний на личную силу и контроль. Разве мы не поступали бы всегда в соответствии со своими моральными взглядами, если бы у нас была на это сила?

Когда мы не в состоянии действовать согласно своим моральным принципам, мы называем такие отступления «минутами слабости» или считаем «слабыми» себя. Под этим мы подразумеваем, что обладаем некой личной силой, просто ее недостаточно. С этой позиции мы безрассудно продолжаем долгую и алчную погоню за еще большей силой и контролем.

Когда это закончится? Когда мы остановимся, оглянемся вокруг и признаем, что сила и контроль, за которыми мы гонимся, – мираж?

В Четвертом Шаге мы также записываем нашу сексуальную историю, особенно те моменты, которые касаются бесчестного, эгоистичного и неосмотрительного поведения. Мы записываем все прошлые сексуальные поступки, заставляющие нас чувствовать вину или стыд. Вина и стыд – это красные флаги, отмечающие присутствие ложного чувства авторства. Мы чувствуем вину или стыд только когда считаем, что владеем достаточной силой, чтобы вести себя хорошо, но выбрали поступить плохо. Живое Учение побуждает вас усомниться в своем основополагающем убеждении, что вы владеете личной силой, и проверить, так ли это.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: