Информация по определению морских районов


Морской район А1 — морская зона, заключенная внутри круга с радиусом «А», в морских милях, над которой радиосигнал распространяется в основном над поверхностью воды. Радиус «А» равен дальности прямого прохождения сигнала между судовой УКВ-антенной высотой 4 м и УКВ-антенной береговой радио­станции, расположенной в центре этого круга.

Для определения дальности «А» используется следующая формула:

где

И — высота установки приемной антенны береговой

радиостанции над уровнем моря, м; h — высота установки передающей судовой антенны над ватерлинией, которая равна 4 м.

Формула применима только для случаев прямой видимости.

Границы морских районов А1 должны быть нанесены на навигационные карты и подтверждены путем измерений реальной напряженности поля.

Морской район А2 — морская зона, заключенная внутри круга с радиусом «В», в морских милях, над которой радиосигнал рас­пространяется в основном над поверхностью воды и которая не является частью морского района А1.


Центром круга является месторасположение приемной антенны береговой радиостанции.

Границы морских районов А2 должны быть нанесены на навигационные карты и подтверждены путем измерений реальной напряженности поля, при следующих условиях:

Частота — 2182 кГц

Класс излучения — J3E

Ширина полосы — 3 кГц

Распространение — поверхностная волна

Время года — лето

Пиковая мощность судового передатчика — 60 Вт

Коэффициент полезного действия судовой антенны — 25 %

Сигнал/шум (по высокой частоте) — 9 дБ (речь)

Средняя мощность передатчика — 8 дБ ниже пиковой мощности

Запас замирания — 3 дБ.

Морской район A3 — морская зона, которая не является частью любого из морских районов А1 и А2 и в пределах которой угол возвышения спутника ИНМАРСАТ составляет 5° или более.

Морской район А4 — морская зона, не являющаяся частью любого из морских районов А1, А2 и A3.


ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1 Настоящая часть Правил распространяется
на суда, построенные 1 июля 2002 г. или после этой
даты, навигационное оборудование которых
подлежит освидетельствованию Регистром, а также
на изделия указанного оборудования, предназна­
ченные для установки на эти суда.

На суда валовой вместимостью менее 150, совершающие любые рейсы, суда валовой вмести­мостью менее 500, не совершающие международных рейсов, и рыболовные суда настоящая часть Правил распространяется в случае, если Администрацией, под флагом которой судно совершает плавание, не принято иное решение о комплектации этих категорий судов навигационным оборудованием.

1.1.2 Суда, построенные до 1 июля 2002 г.,
должны отвечать требованиям части V Правил,
действовавших до 1 июля 2002 г.1, и требованиям
1.1.3, 1.1.4, 1.1.5 настоящей части Правил.

1.1.32 На судах, построенных до 1 июля 2002 г., не позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г. должен быть установлен приемо-индикатор системы или систем радионавигации, отвечающий требованиям гл. 5.12 и пригодный для постоянного использования в районе эксплуатации судна для автоматического определения и корректировки текущих координат судна.

1.1.4 Все пассажирские суда, независимо от размера, и суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы аппара­турой автоматической идентификационной (инфо­рмационной) системы (АИС) в следующие сроки:

пассажирские суда наливные суда3

не позднее 1 июля 2003 г.; — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2003 г.;

суда валовой вместимостью 50000 и более (иные, чем пассажирские и наливные суда) — не позднее 1 июля 2004 г.;

'Правила по оборудованию морских судов издания 1999 г., с. 211 — 264 (с учетом Бюллетеней изменений и дополнений № 1 (2000 г.) и№ 2 (2001 г.)). 2После выполнения требования 1.1.3 наличие на судне радиопеленгатора не требуется. Определение наливного судна приведено в гл. 1.2.

суда валовой вместимостью 300 и более, но менее 50000 (иные, чем пассажирские и наливные суда) — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2004 г. или 31 декабря 2004 г., в зависимости от того, что наступит ранее.


Грузовые суда валовой вместимостью 500 и более, не совершающие международных рейсов и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы аппаратурой автоматической иденти­фикационной (информационной) системы (АИС) не позднее 1 июля 2008 г.

1.1.5 Пассажирские суда, совершающие
международные рейсы и построенные до 1 июля
2002 г., должны быть оборудованы регистратором
данных рейса в следующие сроки:

пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро) — не позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г.;

пассажирские суда (иные, чем пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро)) — не позднее 1 января 2004 г.

1.1.6 Настоящая часть Правил устанавливает
требования, которым должно отвечать навига­
ционное оборудование, а также помещения, в
которых оно устанавливается, и определяет
количество навигационных инструментов, прибо­
ров, устройств и их размещение на судне.

1.1.7 Настоящая часть Правил также распростра­
няется на суда в постройке и в эксплуатации,
независимо от размеров, тоннажа и даты постройки,
оборудование на ходовом мостике которых позволяет
осуществлять безопасное судовождение одним
человеком, и в символе класса которых введен
дополнительный знак (ОВНМ) в соответствии с
2.2.7 части I «Классификация» Правил классифи­
кации и постройки морских судов.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Базовое отображение — объем данных СЭНК, который не может быть удален с экрана и отображается постоянно для любых районов плавания и при любых обстоятельствах, но не рассматривается как достаточный для безопасного мореплавания.

Вахтенный штурман — лицо, ответственное за безопасность мореплавания, осуществляющее судовождение, маневрирование и использование оборудования, установленного на ходовом мостике, до смены другим штурманом.

Время перестроения изображения на дисплее ЭКНИС — промежуток времени с момента, когда изображение начинает пере­страиваться, до момента, когда построение нового изображения завершено.


Часть V. Навигационное оборудование




Время регенерации изображения на дисплее ЭКНИС — промежуток времени с момента выполнения соответствующего действия оператором до момента, когда последующее перестроение завершено.

Главный пост управления судном — рабочее место на ходовом мостике, обеспечивающее вахтенному штурману обзор, и оборудованное всем необходимым для осуществления им маневрирования и управления судном.

Глубина — вертикальное расстояние от поверхности воды до грунта.

Дееспособность вахтенного штурмана — способность лица, несущего вахту, выполнять свои служебные обязанности в полном объеме без посторонней помощи и своевременно реагировать на все аварийно-предупредительные сигналы, а также сигналы проверки дееспособности.

Дисплей — электронное средство отображения информации в буквенном, цифровом или графическом виде.

Закрытый ходовой мостик — ходовой мостик без крыльев с шириной рулевой рубки, равной или превышающей ширину судна.

Захват — выбор целей и ввод их для сопровождения.

Зона видимости — горизонтальный угол, в пределах которого возможно беспрепятственное наблюдение за окружающей обстановкой с рабочего места на ходовом мостике.

Изобата — линия на карте, соединяющая точки равных глубин.

Исполнительная прокладка — действия по контролю плавания по запланирован­ному маршруту.

Излучаемые помехи — помехи, излучаемые корпусом оборудования (кроме непосредственного излучения антенных устройств оборудования).

Кондуктивные помехи — помехи, создаваемые оборудованием на клеммах подключения сети электропитания.

Компас магнитный основной — магнитный компас, не зависящий от любого судового источника электроэнергии и обеспечи­вающий определение курса судна и представление показаний на главный пост управления рулем.

Компас магнитный запасной — резервный магнитный компас, обеспечивающий выполнение функций основного магнитного компаса и взаимозаменяемый с ним.

Крылья ходового мостика — части ходового мостика по обе стороны от рулевой рубки судна, которые обычно доходят до борта судна.

Наблюдение — одна из основных функций вахтенного штурмана, осуществляемая с помощью


зрения и слуха, а также имеющихся на судне технических средств, для целей оценки навигационной ситуации и риска столкновения.

Наведение судна на цель — маневрирование, которое выполняется для выведения судна на курс, соответствующий пеленгу на заданную цель, и удержания его на этом курсе.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Наливное судно — для целей настоящей части означает нефтеналивное судно, нефтеналивное судно (>60°С), нефтеналивное судно (>55°С), нефтесборное судно, нефтесборное судно (> 60°С), газовоз1, химовоз1, комбинированное судно, определения которых приведены в части I «Класси­фикация» Правил классификации и постройки морских судов.

Навигационное оборудование — судовые технические средства, которыми укомплек­товано судно для решения задач навигации.

Навигационное устройство — судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Нормальные условия (для судна О В Н М) — условия, при которых все системы и оборудование ходового мостика находятся в рабочем состоянии, а метеорологичесие условия и интенсивность судоходства не создают чрезмерной нагрузки для вахтенного штурмана.

Носитель информации — средство, предназначенное для хранения данных и их считывания с помощью соответствующего обо­рудования.

Обобщенное отображение — совмещенное воспроизведение на дисплее информации от нескольких навигационных приборов или систем.

Обсервация — определение места судна путем измерения нескольких навигационных параметров.

Настоящее определение применимо при перевозке этими судами воспламеняющихся жидких грузов.



Правила по оборудованию морских судов



О В Н М — один вахтенный на ходовом мостике.

Отображение — воспроизведение на дисплее или другом индикаторном устройстве информации от навигационного прибора, устройства или системы.

Предварительная прокладка — действия, выполняемые при осуществлении планирования маршрута и решении сопутствующих навигационных задач.

Пульт — устройство, объединяющее органы управления, контроля, средства отображения информации и связи, необходимые для решения одной или нескольких задач на определенном рабочем месте.

Путевая точка — точка на заданной траектории движения судна, условное обозначение и координаты которой занесены в программу управления.

Рабочее место — место на ходовом мостике, оборудованное для решения одной или нескольких задач вахтенным штурманом, а также капитаном судна или лоцманом.

Радиолокационная прокладка — полный процесс обнаружения цели, ее сопровожде­ния, вычисления параметров и отображения информации.

Растровая картографическая навигационно-информационная система (РКНИС) — режим работы электронной картографической навигационно-информационной системы, при котором отображается растровая навигационная карта (РНК), а также данные о местоположении судна, получаемые от навигационных датчиков, что позволяет выполнять предварительную и исполнительную прокладки и, при необходимости, отображать дополнительную навигационную информацию.

Растровая навигационная карта (РНК) — факсимильная копия бумажной карты или коллекции карт, подготовленная и распростра­ненная уполномоченной гидрографической службой.

Регистратор данных рейса (РДР) — устройство, предназначенное для сбора, записи и хранения данных о рейсе, включающее в себя: средства кодирования и записи информации; средства сопряжения с датчиками информации; носитель информации, заключенный в специальный контейнер; основной и встроенный источники питания.

Резервный штурман — лицо, которое необходимо вызвать, в случае если требуется помощь на ходовом мостике.

Рулевая рубка — закрытая часть ходового мостика, где размещается главный пост управления судном.

Сигнал тревоги с мостика — сигнал, поступивший с ходового мостика капитану и


резервному штурману в случае недееспособности вахтенного штурмана.

Системная растровая навигационная карта (СРНК) — база данных, включающая в себя: базы данных РНК, корректурную информацию, дополнительную навигационную информацию.

Системная электронная навигационная карта (СЭНК) — база данных, необходимая для формирования на экране изображения карты и решения навигационных задач. СЭНК является эквивалентом откорректированной навигационной карты и может содержать информацию от других источников.

Сопровождение — процесс последовательного учета изменения положения цели для определения параметров ее движения.

Стандартное отображение — информация СЭНК, отображаемая при первом вызове карты на экран ЭКНИС. Объем информации, необходимой для выполнения предварительной или исполнительной прокладок, может быть изменен оператором.

Суда построенные — данное определение приведено в гл. 1.2 части IV «Радиооборудование».

Судно ОВНМ — судно, управляемое одним вахтенным на ходовом мостике.

Тенденция движения цели — отображение вектора экстраполированного переме­щения цели через минуту после начала сопровожде­ния с допустимыми погрешностями.

Устройство дистанционной передачи курса — электронный прибор, позволяющий получать информацию о курсе от датчика и передавать ее в другое навигационное оборудование.

Устройство дистанционной пе­редачи магнитного курса — электронный прибор, позволяющий получать информацию о магнитном курсе и передавать ее в другое навигационное оборудование.

Ходовой мостик — место, откуда обьино осуществляется навигация и управление движением судна, включая рулевую рубку и крылья мостика.

Шахта лага и/или эхолота — специальное водонепроницаемое помещение в корпусе судна ниже ватерлинии, имеющее водонепроницаемое закрытие.

Штурман — лицо, имеющее специальную под­готовку и управляющее движением и маневрированием судна с помощью оборудования на ходовом мостике.

Экстраполированное перемещение цели — отображение на экране экстраполиро­ванного вектора перемещения цели, полученного измерением текущих дальности и пеленга за определенный промежуток времени.


Часть V. Навигационное оборудование




Электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС) — система, которая при обеспечении дублирования может признаваться в качестве средства, заменяющего применение откорректированной навигационной карты. Указанная цель достигается путем объединения информации, поступающей из системной электронной навигационной карты (СЭНК) с данными о местоположении судна, получаемыми от навигационных датчиков, что позволяет выполнять предварительную и исполнительную прокладки и при необходимости отображать дополнительную навигационную информацию.

Электронная навигационная карта (Э Н К) — база данных, стандартизованная по содержанию, структуре и формату, созданная для использования в ЭКНИС с разрешения уполномоченных государственных гидрографических служб. ЭНК содержит в себе всю картографическую информацию, необходимую для безопасного мореплавания, и может включать в себя дополнительную навигационную информацию.

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ

1.3.1 Общие положения о порядке освидетельст­
вования навигационного оборудования и его
изготовления, а также требования к технической
документации, представляемой на рассмотрение
Регистру по судну в целом, и указания о
документах, выдаваемых Регистром на навигацион­
ное оборудование, изложены в Общих положениях о
классификационной и иной деятельности.

1.3.2 Освидетельствованию Регистром при
разработке, изготовлении, установке и эксплуатации
подлежат:

.1 компасы магнитные основные, запасные, шлюпочные,

.2 устройства дистанционной передачи магнитного курса, устройства дистанционной передачи курса,

.3 гироскопические компасы,

.4 гиромагнитные компасы и гироазимуты,

.5 лаги,

.6 эхолоты,

.7 измерители скорости поворота,

.8 радиолокационные станции,

.9 средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП),

.10 радиомаячные установки,

.11 радиопеленгаторы,

.12 приемоиндикаторы систем радионавигации,

.13 объединенные пульты управления судном,

.14 интегрированные навигационные системы,


.15 системы единого времени,

.16 электронные картографические навига-ционно-информационные системы (ЭКНИС),

.17 системы управления курсом судна,

.18 системы управления траекторией судна,

.19 аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС),

.20 системы приема внешних звуковых сигналов,

.21 регистраторы данных рейса,

.22 другие, не перечисленные выше навигацион­ные приборы и устройства, — по требованию Регистра.

1.3.3 Технические требования к навигационным
приборам и устройствам, их размещению и установке
на судне, не оговоренные в настоящей части Правил, а
также объем освидетельствований за этими приборами
и устройствами в каждом случае являются предметом
специального рассмотрения Регистром.

1.3.4 Навигационные приборы и устройства,
указанные в пп. 19 — 27 табл. 2.2.1, подлежат
освидетельствованию Регистром только в отноше­
нии проверки наличия их на судне.

1.3.5 Все навигационное оборудование после
установки на судне должно быть соответствующим
образом отрегулировано и подвергнуто швартовным
и ходовым испытаниям по программам, одобренным
Регистром.

1.3.6 Признание изделий, разработанных и
изготовленных без освидетельствования Регистром,
осуществляется на основании рассмотрения техничес­
кой документации (технического описания, схем,
протоколов испытаний и т.д.) и проведения испытаний
в соответствии с требованиями настоящей части Правил.

Объем технической документации на отдельные ви­ды навигационного оборудования должен быть не менее указанного в 1.3.4 части IV «Радиооборудование».

1.3.7 Техническая документация для судов

овнм.

1.3.7.1 До начала постройки или переоборудо­вания судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена следующая техническая документация:

.1 план палубы ходового мостика с расположе­нием установленного оборудования.

На чертежах должны быть показаны размеры рулевой рубки, а также компоновка, размеры, углы наклонения окон и расстояние между ними, крылья мостика и входы в рулевую рубку;

.2 чертеж расположения пультов управления, лицевых панелей и их конфигурация с указанием всех приборов и устройств;

.3 чертеж рабочих мест с указанием оборудо­вания, размещенного на рабочем месте.

На чертежах должны быть показаны зоны затенения в рулевой рубке, а также зоны видимости в горизонтальной и вертикальной плоскостях с рабочего места. Зона видимости в вертикальной



Правила по оборудованию морских судов



плоскости должна быть показана для судна в балласте;

.4 чертеж расположения оборудования, функци­онально связанного с ходовым мостиком, но размещенного за его пределами;

.5 чертеж размещения антенн и всего радио­оборудования;

.6 по системам на компьютерной основе должно быть представлено:

описание компьютерной системы,

блок-схема компьютера, отражающая сопряже­ние с датчиками, органы управления, панели, дисплей и т. д.;

точность аналоговых измерений;

описание системы самоконтроля компьютера;

описание работы в аварийной ситуации.

Для компьютерных систем, выход из строя которых может повлиять на безопасность море­плавания, а поэтому требующих резервирования, в дополнение к вышеперечисленному должно быть представлено:

описание процедур документирования,

описание компьютерной графики,

описание процедур распределения ответственности между различными контрольными станциями,


описание тест-программы;

.7 чертеж системы связи ходового мостика с жилыми и нежилыми помещениями и системы сигнализации;

.8 чертеж электрического питания всего обо­рудования;

.9 чертеж системы вызова вахтенного штурмана;

.10 спецификация интегрированной навига­ционной системы;

.11 чертеж и технические характеристики системы сигнализации о состоянии вахтенного штурмана;

.12 перечень оборудования. Перечень должен содержать сведения об изготовителе, типе обору­дования, одобрении классификационным общест­вом, а также безопасном расстоянии до магнитного компаса.

1.3.8 На каждом судне должна постоянно находиться следующая техническая документация:

.1 описание и инструкция по обслуживанию каждого типа навигационного оборудования на русском или английском языке;

.2 схемы соединений всего навигационного оборудования, откорректированные в соответствии со всеми изменениями, внесенными в процессе эксплуатации.


2 КОМПЛЕКТАЦИЯ НАВИГАЦИОННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ МОРСКИХ САМОХОДНЫХ СУДОВ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: