2.1. Российская Центральная МКК (ЦМКК или МКК ТССР) Федерации спортивного туризма РФ (ФСТ) создается при Туристско-спортивном союзе России (ТССР) и является вышестоящей по отношению ко всем территориальным и ведомственным МКК России.
2.2 Региональная (областная, краевая, окружная, республиканская) МКК создается решением региональной ТСО, при которой она образуется, после согласования ее полномочий и состава с ЦМКК, на основе заключенного между региональной ТСО и ТССР договора о членстве в ТССР и совместной деятельности по развитию спортивного туризма.
Маршрутно-квалификационные комиссии других ТСО утверждаются вышестоящей (по территориальному признаку) МКК, после согласования состава и полномочий, и решения вопроса о целесообразности их создания.
Срок действия полномочий МКК определяется вышестоящей МКК, и не может превышать срока действия вступивших в силу разрядных требований по Спортивному туризму.
После истечения срока полномочий МКК считается не легитивной и ее штамп подлежит сдаче.
2.3. МКК создаются путем делегирования выбранных видовыми комиссиями ТСО наиболее опытных, действующих туристских кадров, а также на основе самовыдвижения туристов с последующим утверждением в ТСО и видовых образованиях.
2.4. Количественный состав МКК определяется из объема работы, но должен состоять не менее, чем из пяти человек по каждому виду туризма. В отдельных случаях, по согласованию с вышестоящей МКК, численность видового сектора МКК, может быть сокращена до трех человек.
При большом численном составе внутри МКК могут создаваться сектора по раправлениям работ.
2.5. МКК избирает Председателя, Заместителя председателя, секретаря и, при необходимости, бюро МКК и заместителей председателя по видам туризма с правом первой подписи, на случай отсутствия на заседаниях МКК Председателя и его заместителя.
Секретарем МКК может быть один из работников ТСО, при которой работает МКК.
2.6. МКК ТСО республик и других субъектов федерации, входящих в состав России, имеющие наибольшие полномочия в своем туристском регионе, могут иметь статус зональных и окружных.
2.7. Для согласования полномочий в вышестоящую МКК представляется список членов МКК по установленной форме (Форма№9 Приложение 4, Раздел 4 Регламента). Утвержденные списки членов МКК с копией протокола о согласовании полномочий хранятся до истечения срока полномочий МКК. Протокол согласования полномочий (форма№10 Приложение 5, Раздел 4 Регламента) подписывается ответственными по видам туризма и утверждается Председателем или заместителем вышестоящей МКК, заверяется штампом МКК.
Полномочия по подготовке кадров в туризме рассматриваются на основании ходатайства (Приложение 6, Раздел 4 Регламента). Протокол согласования полномочий по кадрам (Приложение 7 Раздел 4 Регламент) также утверждается Председателем или заместителем вышестоящей МКК, заверяется штампом МКК.
2.8. Полномочия МКК определяются по ее составу в каждом виде туризма, исходя из следующего:
- члены МКК должны иметь опыт руководства походами на одну категорию выше, чем полномочия МКК по данному виду туризма;
- для получения полномочий 5 или 6 к.с. члены МКК должны иметь опыт руководства двумя маршрутами 5 (6) к.с. по действующей на этот момент классификации маршрутов соответствующего вида туризма.
Полномочия МКК по присвоению инструкторских званий, званий «инструктор-проводник» разных категорий определяются «Положением о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации».
2.9. В состав МКК могут входить туристы с правом рассмотрения материалов и выпуска групп на маршруты ниже, чем полномочия данной МКК, а так же с правом работы в качестве консультантов или стажеров.
2.10. При выдаче полномочий Региональной МКК нижестоящим МКК необходимо учитывать следующее:
- максимальные полномочия, выдаваемые нижестоящим МКК, должны быть ниже, чем у Региональной МКК;
- при возможности создания в регионе МКК с полномочиями равными полномочиям Региональной МКК или выше, а также если Региональная ТСО считает целесообразным создания таких МКК, то их полномочия и состав рассматриваются и утверждаются в ЦМКК по ходатайству Региональной ТСО и Региональной МКК.
В понятие целесообразности могут быть включены следующие моменты:
- упрощение процедуры выпуска туристских групп на маршруты;
- возможность охвата деятельностью МКК удаленных городов и поселков региона;
- наличие туристского актива в регионе и возможность эффективно координировать его деятельность;
- наличие материальной базы для ведения работы МКК (помещение, штат, компьютерная техника, возможность выхода в Интернет) и другое.
Вновь созданная МКК, не зависимо от уровня полномочий, должна представлять в Региональную МКК, являющуеся по отношению к ней головной, отчет о своей работе по форме и в объеме предусмотренном настоящим Положением.
При наличии большого объема работы по линии организации, представляющих услуги инструкторов и инструкторов-проводников в составе МКК могут выделяться специализированные структуры, состоящие из членов МКК.