p=k=2; B={0,1}; C={0,1}
Число 59310=512+64+16+1=
1*29+0*28+0*27+1*26+0*25+1*24+0*23+0*22+0*21+1*20=10010100012
Задачи
a)Записать в двоичной системе счисления число 341 и числа от 0 до 15.
+ ׀ 0 1 b) Выполнить операции над двоичными числами:
0 ׀ 0 1 b.1) 101+11; b.2)0,11011+0,1001; b.3)1010-111; b.4)1110-11,0101
1 ׀ 1 10
* ׀ 0 1 c) Выполнить операции над двоичными числами:
0 ׀ 0 0 c.1) 1101*11,0101; c.2)1111,01111:110,111
1 ׀ 0 1
К достоинствам двоичной системы следует отнести простоту выполнения операций над числами, простоту хранения двоичной информации (элемент памяти, хранящий одну цифру, должен принимать всего два разных состояния). Недостаток системы счисления – громоздкость записи чисел. Целое число, записываемое в десятичной системе счисления m цифрами, в двоичной записи потребует примерно 3,3*m цифр (почему?).
Задачи
a)Выполнить операции над двоичными числами:
a.1)1100-11,0101; 110,111+111,011; 1100101+110011,11;
1110101,0001-1101011,101;
a.2)1110*11,0101; 110,111*10,01; 11,0111:101; 1111,01111:110,111.
b) Ответить на вопрос “существует ли N такое, что число 2N-1 делится без остатка на 3, на 5?” Рекомендация. Рассмотреть числа, записанные в двоичной системе счисления.
|
|
Шестнадцатеричная система счисления
p=k=16; B={0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15};
C={0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F}
Число 59310=2*256+5*16+1=2*162+5*161+1*160=25116
Система счисления еще менее удобна для вычислений, чем десятичная система счисления. Но запись числа в этой системе счисления в четыре раза короче его двоичной записи и несколько короче, чем десятичная запись числа.
Таблица сложения
+ | A | B | C | D | E | F | |||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
A | B | C | D | E | F | ||||||||||
B | C | D | E | F | |||||||||||
C | D | E | F | 1A | 1B | ||||||||||
D | E | F | 1A | 1B | 1C | ||||||||||
E | F | 1A | 1B | 1C | 1D | ||||||||||
F | 1A | 1B | 1C | 1D | 1E |
Таблица умножения
* | A | В | C | D | E | F | |||||||||
A | В | C | D | E | F | ||||||||||
A | C | E | 1A | 1C | 1E | ||||||||||
C | F | 1B | 1E | 2A | 2D | ||||||||||
C | 1C | 2C | 3C | ||||||||||||
A | F | 1E | 2D | 3C | 4B | ||||||||||
C | 1E | 2A | 3C | 4E | 5A | ||||||||||
E | 1C | 2A | 3F | 4D | 5B | ||||||||||
1B | 2D | 3F | 5A | 6C | 7E | ||||||||||
A | A | 1E | 3C | 5A | 6E | 8C | |||||||||
B | B | 2C | 4D | 6E | 8F | 9A | A5 | ||||||||
C | C | 3C | 6C | 9C | A8 | B4 | |||||||||
D | D | 1A | 4E | 5B | 8F | 9C | A9 | B6 | C3 | ||||||
E | E | 1C | 2A | 7E | 8C | 9A | A8 | B6 | C4 | D2 | |||||
F | F | 1E | 2D | 3C | 4B | 5A | A5 | B4 | C3 | D2 | E1 |
Задачи
|
|
a) Записать число 3274 в шестнадцатеричной системе счисления.
b) По x=A7B3,C516 и y=DE6,4F16 вычислить z=x+y, u=x-y, v=x*y, w=x:y.
c) Троичная система счисления с основанием p=3 и с симметричной базой {-1, 0, 1}. Записать в этой системе счисления числа a=-56, b=49. Построить таблицу сложения. Выполнить операции a+b, a-b.