Научные консультанты

доктор политических наук Айвазова Светлана Григорьевна (Москва), кандидат философских наук Барчунова Татьяна Владимировна (Новосибирск), кандидат социологических наук Здравомыслова Елена Андреевна (Санкт-Петербург), доктор филологических наук Кирилина Алла Викторовна (Москва), кандидат философских наук Клименкова Татьяна Алексеевна (Москва), Липовская Ольга Геннадьевна (Санкт-Петербург), кандидат исторических наук Муравьева Марианна Георгиевна (Санкт-Петербург), доктор исторических наук Пушкарева Наталья Львовна (Москва), доктор исторических наук Хасбулатова Ольга Анатольевна (Иваново), доктор политических наук Шведова Надежда Александровна (Москва), доктор социологических наук Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна (Саратов)

А

Активизм - "активное членство в политической партии, группе влияния или родственной политической организации... Исследования выявили общие для активистов тенденции: более высокий социальный статус, большая социальная уверенность и зачастую лучшая информированность. Уровни политического активизма изменяются также в зависимости от обстоятельств. Так, во время политического кризиса в политику вовлекается множество людей, которые в обычных условиях не были активными. Некоторые теоретики... доказывают, что в подобных ситуациях... высокий уровень активности и слабая информированность участников могут ставить под угрозу "стабильность демократии". Чаще, однако, повышенная партисипация членов групп низшего статуса (в частности, новых городских социальных движений) оценивается благоприятно".

Activism (англ.)

Литература:

Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с.

Амазонки - в греческой мифологии женщины-воительницы, представлявшие собой отдельное племя. Согласно легендам, оно проживало у самых дальних берегов Эвксинского Понта (Черного моря). Их столицей являлся город Фемиксира. С детства амазонок учили владеть копьем, мечом, метать дротики и быть искусными наездницами. Проблему воспроизводства своего племени они якобы решали так: раз в году встречались с мужчинами соседнего племени, а затем всех родившихся мальчиков отдавали этим мужчинам, а девочек оставляли себе. Геракл выступил против амазонок, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты, их царицы, дарованный ей самим Аресом, богом войны (девятый подвиг Геракла). В Троянской войне амазонки выступали на стороне троянцев.

Исторической основой мифа об амазонках является противоборство с воинственными племенами. Интересно проанализировать сведения, которые приводит Геродот в IV книге своей "Истории". Он говорит о происхождении савроматов и обычаях "гендерного равенства" (если употреблять современную терминологию) в их среде. Савроматские женщины, указывает он, сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую с мужчинами одежду. Девушка же не может выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага, поэтому некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж. Как указывает Геродот, савроматы произошли от соединения амазонок со скифами. При этом скифы "укротили" амазонок, чтобы те не занимались разбоем: к ним послали молодых скифских юношей. Но они не остались у скифов с этими юношами, так как не могли жить как скифские женщины, которые выполняли женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотились и вообще никуда не выходили. Поэтому скифские юноши, забрав полагающуюся им долю наследства, ушли с амазонками за реку Танаис (Геродот, IV. С. 110-117).

Популярная версия легенды об амазонках сильно искажает собственно рассказы Геродота и Диодора Сицилийского. Вопрос о том, являлись ли амазонки классическим матриархатным (см. Матриархат) обществом, остается открытым. Тем не менее, амазонки, как и савроматы, представляют собой интересную культурную модель поведения, которую можно обнаружить в некоторых современных обществах (например, Папуа и Новая Гвинея). Археологические открытия, однако, показали, что культуры, в которых присутствовали женщины-воительницы, существовали в Древнем мире. Первые находки связаны с открытием в 1972 г. рядом с городом Орджоникидзе захоронения семьи вождя, где оружие находилось рядом с женщиной, а ребенок лежал на руке мужчины. Следующим археологическим подтверждением существования такого рода культур стало открытие большого захоронения в Покровке в середине 90-х гг., относящегося примерно к 600 году до н. э. В этом захоронении выделялось три группы женщин: воительницы, похороненные с оружием в руках или с конем, жрицы, погребенные с культовыми знаками, и просто женщины, богато украшенные. Рядом обнаружены были захоронения мужчин с детьми на руках, причем женских захоронений такого типа найдено не было. Именно эти археологические открытия, сделанные археологом Джанин Дэвис-Кимбелл, возродили миф об амазонках и стали средствами массовой информации преподноситься как реальное доказательство их существования. Более того, раскопки в северной Турции (г. Самсун) в культуре Дюндар Тепе обнаружили большие женские захоронения с оружием и боевыми конями, а также крепость с остатками в ней женских захоронений.

Сегодня историки и археологи не пришли к единому мнению относительно реальности существования амазонок, описанных Геродотом. Тем не менее, отрицать существование обществ и культур, в которых роль воинов исполняли женщины, или утверждать, что такие общества являлись матриархатными в смысле доминирующего положения в нем женщин, также нельзя. Для Геродота и древних греков такого рода культуры, где женщины имели сугубо мужские, в их понимании, профессии, казались не нормальными, а наши сведения об амазонках основаны на древнегреческой интерпретации. Тем не менее, спор об амазонках еще далек от завершения.

Amazons, Amazon women warriors (англ.)

Литература:

Геродот. История, IV.
Гуляев. В. И. "Амазонки" Среднего Дона // Природа. М., 1995. N 5. С. 32-42.
Мирошина. Т. В. Амазонки у сарматов и проблема матриархата // Проблемы скифо-сарматской археологии. М., 1990. С. 159-176.
Она же. Амазонки и савроматы // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 4-10.
Плетнева. С. А. "Амазонки" как социально-политическое явление // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 529-537.
Скрипник Т. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного краеведения. Ростов-на-Дону, 1988. Вып. 5. С. 29-39.
Суриков И. Е. Перикл, Амис и амазонки // Из истории античного общества. Н. Новгород, 1999. Вып. 6. С. 147-152.
Таркова Р. А. Амазонки: по следам легенды: Ист.-культурол. исслед. Астрахань, 1999.
Alpern Stanley B. Amazons of Black Sparta: the women warriors of Dahomey. London: Hurst, 1998.
Davis-Kimball J. Warrior Women in the Eurasian Steppes // Archaeology. 1997. Vol. 50. N 1.
Rothery Guy Cadogan. The Amazons. London: Senate, 1995.
Sobol Donald J. The Amazons of Greek mythology. South Brunswick: A. S. Barnes, 1972.
Tyrrell William Blake. Amazons, a study in Athenian mythmaking. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1984.

Анархо-феминизм - группы анархисток феминистской направленности, которые выступают против всех правительств, любых иерархий и лидеров. Анархистские принципы всегда были представлены в женском освободительном движении. По мнению анархо-феминисток, чтобы создать альтернативную систему, при которой женщина сама может контролировать свою жизнь, важно непосредственное действие - индивидуально и в малых группах, которое опирается на революционный потенциал женщин.

Anarcha-feminism (англ.)

Литература:

Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.

Андрогиния - совмещение в индивиде маскулинных (см Маскулинность) и фемининных (см Фемининность) черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.

Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов. В эксперименте Джун Стэтэм с группой родителей из 18 семей в Великобритании было обнаружено, что социализация пола укоренилась очень глубоко. Родители, принадлежавшие к среднему слою общества, воспитывали у своих детей новое сочетание "мужских" и "женских" качеств. Они хотели, чтобы мальчики были более сердечными, а девочки активно использовали возможности для обучения и самосовершенствования. Все родители признавали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь с друзьями и посещая школу.

Androgyny (англ.)

Литература:

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. 320 с.
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N 3. С. 100-115.
Жеребкина И. "Прочти мое желание…". Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. 256 с.
Кравченко Е. И. Мужчина и женщина: Взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // Социологические исследования. 1993. N 2. С. 117-131.
Хорни К. Женская психология. СПб., 1993. 222 с.

Андроцентризм - глубинная культурная традиция, сводящая общечеловеческую субъективность (общечеловеческие субъективности) к единой мужской норме, репрезентируемой как универсальная объективность, в то время как иные субъективности, и прежде всего женская, репрезентируются как собственно субъективности, как отклонение от нормы, как маргиналия. Таким образом, андроцентризм - это не просто взгляд на мир с мужской точки зрения, а выдача мужских нормативных представлений и жизненных моделей за единые универсальные социальные нормы и жизненные модели.

Термин андроцентризм активно используется теоретиками гендерного подхода и феминистками для критики социального мира культуры, где характеристики мужского и женского разноплановы и разновесны, дихотомично разведены и иерархично структурированы. Ибо существующий мир культуры и мир природы осуществлен (через нарратив) от лица мужского субъекта, с точки зрения мужской перспективы, где женское понимается как "другое" и "чужое", а чаще всего вообще игнорируется. Андроцентризм современной культуры основан на универсалистском дискурсе европейской науки, презентирующей себя гендерно нейтрально и "научно" обосновывающей гендерную нейтральность социальных институтов и структур.

Язык играет особую роль в воспроизводстве андроцентризма, ибо языковая картина мира фиксирует и воспроизводит (называет) мир с мужской точки зрения. В рамках феминистской лингвистики выделяют следующие признаки андроцентризма: 1) отождествление понятий человек и мужчина (во многих языках они обозначаются одним словом); 2) языковая норма гендерно не нейтральна, иерархична и несет в себе оценочные категории; более того, мужские языковые формы, используемые как нормы языка, способствуют маргинализации и игнорированию женщин в языковой картине мира; 3) разделение языка на нормы мужского и женского основано на реальной социальной гендерной асимметрии, отражает ее, а затем закрепляет через языковое воспроизводство.

Феминистская лингвистическая критика вскрывает культурно-языковые конструкты мужского доминирования в социальной и культурной жизни. Исследования К. Маккинон, проанализировавшей существующие в современном обществе социальные институты и институции, показали, что нормы социальной успешности и "нормальности" обусловлены мужской физиологией и интересами: "Мужская физиология определяет большое количество видов спорта;... их социально спроектированные биографии определяют требования к рабочим местам и образцы успешного продвижения карьеры;... их опыт и устремления определяют понятие заслуг; их видение мира определяет искусство" (Бем. С. 73). Феминистки указали, что все существующие социальные технологии - от практик родовспоможения и нормативной дозы лекарственных средств до практик научного рационального познания - сконструированы под мужские нужды, исходя из мужских взглядов и интересов. В качестве примера стоит привести известный в США скандальный случай с исследованиями сердца, получивший название "Mr. Fit". Речь идет об исследовании и тестировании кардио-средств, результаты которого распространялись на все население страны, хотя под наблюдением находились только мужчины. Дело не в том, что исследователи специально, с каким-то умыслом не стали тестировать средство на женщинах, а в том, что им это просто не пришло в голову.

Об адроцентризме современной культуры много писали и пишут в феминистских исследованиях, где указывается, что отличия между мужчиной и женщиной заданы социально, что социальный мир организован таким образом, что все мужское понимается как норма, а все женское - как патология. Феминистский проект в современном гуманитарном знании связан с деконструкцией андроцентризма как культурной традиции, подлежащей разоблачению и замене: "Андроцентризм можно рассматривать как специфическую конфигурацию властных отношений, которая не является ни неизбежной, ни универсальной..." (Ушакин. С. 130).

Androcentrism (англ.)

Литература:

Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999.
Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и гендерные исследования. Тверь, 1999.
Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Малышева М. Политика финансирования науки в зеркале гендерной асимметрии // Гендерные исследования, N 2 (1/1999). М., 1999.
Ушакин С. Политическая теория феминизма: современные дебаты // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

Антирасистский ("черный") феминизм - направление феминистской теории, сформулированное (в основном) англоязычными афроамериканками. В его основе лежит представление, что специфический опыт черных женщин США (соединение половой и расовой идентичностей) делает их особо чувствительными к любому угнетению, в том числе заложенному в белой культуре и, в определенном смысле, белом феминистском дискурсе.

Политическими предшественницами современных теоретиков антирасистского феминизма являются участницы движения за уничтожение рабства (аболиционистки): Сожурна Трут (Sojourner Truth), Харриэт Табмен (Harriet Tubman), Ида Уэллс (Ida Wells) и др. Некоторые из них, рожденные в рабстве, достигли общенациональной известности благодаря своей борьбе, публичным выступлениям (они были среди первых женщин-ораторов в США), в том числе в защиту черных женщин, и участию в военных действиях в период Гражданской войны. Сожурна Трут, чьи выступления, посвященные правам женщин, и артикулированная в них концепция справедливости были популяризованы белыми феминистками, обрела символический статус "праматери" черных женщин. Ей приписывают слова: "Я могу работать, как мужчина, я ем, как мужчина, я могу даже сносить побои, как мужчина - а разве ж я не женщина?"

Позднее идеи расовой справедливости, выдвинутые в середине XIX века, были подхвачены и развиты участницами антирасистских движений (Гарлемского возрождения, движения за гражданские права 1960-1970-х гг. и др.) и негритянских женских организаций (National Council of Negro Women, National Black Feminist Organization, the Third World Women's Alliance и др.), в чьих текстах, манифестах и выступлениях начала звучать антиимпериалистическая критика. Анджела Дэвис (Angela Davis), феминистка марксистской ориентации, Тони Бамбара (Tony Cade Bambara), Одр Лорд (Audre Lorde), Элис Уокер (Alice Walker), Патриция Коллинз (Patricia Hill Collins) и др. сформулировали антирасистскую феминистскую освободительную концепцию, учитывающую перспективы расы, класса и пола, т. е. так называемое множественное угнетение (multiple oppression). Как считает белл хукс (bell hooks), пишущая свое имя (псевдоним) с маленькой буквы, "феминизм в Соединенных Штатах никогда не исходил от женщин, наиболее сильно страдающих от сексистского угнетения; от женщин, которых ежедневно убивают - духовно, физически и психологически - и кто не в состоянии изменить условия своей жизни. Они составляют молчаливое большинство, которое принимает свой удел без какого-либо недоумения, без организованного протеста, без коллективного гнева. Бетти Фридан, проложившая своей "Загадкой женственности" (1963) путь возрождению феминизма в 1960-х гг., написала свою книгу так, как если бы этих женщин никогда не существовало. … Она не сказала своим читателям, лучше ли быть прислугой, нянькой, рабочей на конвейере, машинисткой или проституткой, чем домохозяйкой привилегированного класса". Хукс полагает, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: "Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?"

С начала 1980-х гг. антирасистские феминистские дискуссии сосредоточились на определении политических целей борьбы черных женщин (насколько они совпадают с целями черных мужчин?) и символическом значении их опыта. Элис Уокер, полагая, что у белых женщин нет необходимости определять свой феминизм как "белый", так как он всегда исходил из белой культуры, ввела, в противопоставление ему, термин womanism (от англ. woman - женщина). Им обозначают афроцентричный феминизм как креативный процесс "роста сознания", направленный на наделение внутренней силой (empowering) как женщин, так и мужчин, на уничтожение различных иерархий и систем угнетения, которые пронизывают западное общество.

Значительное место в современном афроцентричном феминистcком дискурсе занимают феминистская теология, лесбийская теория (борьба против гомофобии в среде чернокожих), дискуссии о содержании и конструировании маскулинности черных мужчин, о расовой справедливости в ситуации, когда 70% заключенных в США являются цветными, о концепции социальной политики и здравоохранения в отношении черных женщин и одиноких матерей.

Antiracist feminism; black feminism; womanism (англ.)

Литература:

Белл хукс. Феминистская теория: от края к центру // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 236-253.
Дэвис Анджела. Расизм и миф о черном насильнике // Там же. С. 190-217.
Bell hooks. Feminist Theory: From Margin to Center. Boston: South End Press, 1989.
Davis Angela. Women, Race and Class. Vintage Books, 1981.
Walker Alice. In the Search of Our Mother's Garden. 1983.

Б

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Это определение имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. В этом смысле бедность может быть абсолютной (нехватка средств для поддержания физической жизни и здоровья) и относительной (нехватка средств для поддержания принятого в данном обществе уровня жизни). На основе концепции абсолютной бедности рассчитывается прожиточный минимум. Прожиточный минимум - показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния человека в данном регионе.

Существует три подхода к оценке доли бедных домохозяйств в стране, в регионе, среди социально-демографических групп. Первый - официальный (абсолютный) подход, основанный на сопоставлении денежных доходов или расходов домохозяйства с региональным прожиточным минимумом. Второй подход - субъективный, основанный на представлениях населения о том, считается ли их семья бедной, принадлежит ли к средним слоям населения или считается богатой. Замеряются представления домохозяйств о том, какие ресурсы нужны семье, чтобы не быть бедной. Третий подход - депривационный, основанный на измерении "лишений", то есть отклонений от принятых в обществе стандартов потребления.

По оценкам Госкомстата РФ (официальный подход), домохозяйство считается бедным, если среднемесячные доходы на одного члена домохозяйства ниже регионального прожиточного минимума. Среднедушевой доход рассчитывается на каждого члена семьи независимо от того, получает он какой-нибудь доход или нет. Госкомстат РФ представляет информацию о доходах домохозяйств как в материалах выборочных обследований домохозяйств, так и в балансе денежных расходов и доходов населения и сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Гипотеза о занижении доходов и сокрытии источников доходов домохозяйствами заставляет искать способы более адекватной оценки доходов и бедности: дооцениваются доходы (увеличиваются в одинаковой пропорции уровни доходов); прожиточный минимум с 1997 года сопоставляется не с доходами, а с располагаемыми ресурсами домохозяйств (это сумма валовых доходов домохозяйства, привлеченных для текущего потребления ранее накопленных средств и ссуд, кредитов, натуральных поступлений продуктов питания и дотаций и льгот в натуральном выражении).

В международных документах по развитию народонаселения, например, в Пекинской платформе действий (см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин), Копенгагенской программе действий (см. Вторая Всемирная конференция по положению женщин) одной из основных целей развития населения ставится искоренение абсолютной бедности и борьба с феминизацией бедности, распространение которой в обществе приводит к ситуации, когда женщины располагают относительно меньшими ресурсами (доходами, имуществом, активами), чем мужчины.

Существование процесса феминизации бедности просматривается в России как через преобладание женщин в материально-уязвимых социально-демографических группах (семьи с одним родителем, одинокие пенсионерки), так и через отраслевую сегрегацию (преобладание женщин в низкооплачиваемых отраслях). Бюджет времени (асимметрично используемый мужчинами и женщинами) также влияет на распределение ресурсов между мужчинами и женщинами. В обществах, в которых предпочтения родителей в отношении пола будущего ребенка смещены в сторону мальчиков (son-oriented society), девочки получают меньше ресурсов, так как живут в относительно более многодетных семьях (родители рожают детей, пока не рождается мальчик). Для наиболее всесторонней оценки феминизации бедности и распределения ресурсов по полу на уровне домохозяйства необходимо проводить качественные исследования образа и уровня жизни домохозяйств различных социально-демографических типов.

Poverty (англ.)

Литература:

Домохозяйство, семья и семейная политика / Ред. Елизаров В. В., Зверева Н. В. М., 1997.
Феминизация бедности в России / Всемирный банк. М., 2000.
Цели и индикаторы. Выдержки из отчета "Прогресс женщин мира". UNIFEM, 2000.

Биодетерминизм (биологический детерминизм) - принцип рассмотрения явлений, при котором определяющими для характеристик человека, в данном случае гендерных или половых, считаются биологические природные факторы. Впервые биодетерминизм возник в середине ХІX века в контексте учения Дарвина о естественном отборе, первоначально для объяснения своеобразия поведения живых систем, к которым впоследствии стали относить и человека.

Биодетерминизм восходит к идее детерминизма вообще, как учению о связи и взаимообусловленности явлений действительности, где большую роль играли законы природы. Но если раньше в связи с успехами естественных наук природа понималась в "механистическом" ключе, то теперь значительно большую роль стала играть биология.

Биодетерминизм часто оказывается объектом феминистской критики. Основная причина этого состоит в достаточно произвольном толковании "природных факторов" и их следствий - обычно в жестко консервативном ключе. На это накладывает отпечаток традиция мыслить именно природные факторы как неизменные. Хотя очевидно, что современные биотехнологии значительно расширили диапазон возможностей. На примере транссексуализма очевидно, что социальные факторы оказываются даже более жесткими - чтобы войти в тот же социум в новом качестве требуется длительное время для адаптации. А пресловутая "природа" отличается значительно большим разнообразием, чем социум, где веками доминирует одна и та же позиция, которую изложил еще Ксенофонт в "Домострое": "Природу обоих полов с самого рожденья бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины - для внешних. Тело и душу мужчины он устроил так, чтобы он способен был переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он назначил ему труды вне дома. А тело женщины бог создал менее способным к этому и поэтому... назначил ей домашние заботы... Женщине приличней сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах". В такой позиции природные основания легко смыкаются с теологическими, поскольку и те и другие заявляются как незыблемые.

Наиболее известным в отечественной науке примером биодетерминизма является концепция В. А. Геодакяна. Она разработана в контексте синтетической теории эволюции И. И. Шмальгаузена и основывается на представлении, что в любой эволюционирующей системе действуют два фактора - оперативный и консервативный, которые обеспечивают изменчивость и эволюцию любых развивающихся систем. Оперативный фактор обеспечивает изменчивость системы в ее взаимоотношениях со средой. Консервативный - стабилизирует накопленные эволюционно оправданные изменения. Конечно же, с этой точки зрения, женские "особи" олицетворяют консервативный фактор, а мужские - оперативный.

В отечественных гендерных исследованиях (см. Гендер) эта концепция вызывает как критику, так и поддержку. Критически она оценивается прежде всего потому, что далеко не всегда женщины составляют консервативную систему. Достаточно очевидно, что современное общество претерпело существенные изменения во многом благодаря феминизму, большинство представителей которого - женщины. Убедительной концепция Геодакяна представляется опять-таки благодаря трактовке дифференциации полов как экономной формы "информационного контакта со средой, как специализации по аспектам сохранения и изменения генетической информации".

Некоторые западные феминистки также предприняли попытку возврата к биологии как основе специфически женской сексуальности, например Моника Виттиг и Люс Иригарэй. Иригарэй делала попытки найти истоки специфической женской сексуальности в женской анатомии, а Виттиг выступала в защиту положения, согласно которому половые различия являются эссенциалистскими, и выводила социальную роль женщин из их биологической фактичности. Возврат к биологическому эссенциализму, когда женская сексуальность выражается на языке биологии, также характерен для радикального феминизма.

Постмодернизм, наиболее последовательно оспаривающий биодетерминизм как одно из оснований эссенциализма, как вменение сущности и принуждения к ней, обратил внимание на предшествовавшую дарвинизму концепцию Ламарка, где большая роль в процессах изменений, наблюдаемых у животных и эволюции видов, отводилась влиянию среды и обучению.

Biodeterminism (англ.)

Литература:

Антропобиологические аспекты гендерных исследований // Введение в гендерные исследования. Уч. пособие. М.: МГУ, 2000. С. 107.
Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297-346.
Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация - следствие асинхронной эволюции) // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. Вып. 3. С. 543.
Детерминизм // Современный философский словарь. Лондон-Минск: Папринт, 1998.
Детерминизм // Краткий психологический словарь. М.: Политическая литература, 1985.
Кнабе Г. С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринуэя "Брюхо архитектора" // Вопросы философии. 1997. N 5. С. 86.
Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

Бисексуальность - влечение индивида к сексуальным контактам с представителями обоих полов; а также гермафродитизм. Бисексуальное поведение и формирующие его механизмы неоднозначны: в отечественной сексологии различают преходящие формы бисексуальности (бисексуальность пубертатного периода, например, или псевдобисексуальность в условиях вынужденной половой изоляции) и истинную бисексуальность - как параллельное гомо- и гетеросексуальное поведение, когда, например, официальный гетеросексуальный брак совмещается с тайными гомосексуальными привязанностями мужа или жены. Чаще всего это происходит вследствие поздней сексуальной идентификации индивида.

Bisexuality (англ.)

Литература:

Мастерс У., Джонсон В. Феномен бисексуальности // Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии / Пер. с англ. М.: Мир, 1998. 692 с.
Словарь сексологических терминов и понятий // Сайт "Сексология и сексуальное здоровье". <http://sexology.hut.ru/dir/sx02013.htm>

Брак - социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной. Некоторые доиндустриальные общества признают многобрачие (полигамию) - то есть полигинию (когда мужчина может быть женат более чем на одной женщине одновременно, термин в России широко известен как многоженство), или, что гораздо реже - полиандрию (когда женщина может быть замужем более чем за одним мужчиной одновременно). Более распространенной формой брака является моногамия - норма, разрешающая иметь одного партнера. В индустриальных обществах все большее распространение получает конкубинат (сожительство). Имеют место также лесбийский брак, гомосексуальный, и даже коллективный.

Marriage (англ.)

Литература:

Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с.
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

В

Вдовство - стадия жизненного цикла женщины, охватывающая поcлебрачный период ее жизни, наступивший в связи со смертью мужа. В исторической перспективе вдовами становилась не очень большая часть женщин (по подсчетам исторических демографов, от четверти до трети) и часто в возрасте 40-50 лет. Однако нередки были и молодые вдовы, которые становились таковыми благодаря разнице в возрасте со своими мужьями, такая разница могла достигать от 10 до 30 и даже более лет. Но большая разница в возрасте была характерна для высших и средних слоев населения и редко практиковалась в крестьянской среде, где вдов также было меньше.

Положение и статус вдовы сильно изменился от древности до Нового времени. В древности положение вдовы было незавидным. Изгнанная жена, девушка, изнасилованная и не вышедшая замуж, невеста, жених которой перед свадьбой умер или исчез, и женщина, у которой умер муж - всех их в древнесемитских языках называли одним собирательным словом вдова, ибо всех их, если они не имели средств к существованию, ждала одна судьба. Десятилетняя девочка могла носить такое же серое, похожее на мешок вдовье одеяние, как и престарелая матрона. У пастушеских народов и у арабов в древности вдову, муж которой погиб во время набега или военного похода, могли взять в шатер соплеменника в качестве наложницы или рабыни. Тех, кто не мог работать, изгоняли в пустыню. Если же вдова наследовала собственность мужа, то ее в жены должен был взять деверь, чтобы сохранить собственность в семье, при этом религиозные представления не позволяли выходить замуж вдове с детьми. Наоборот, бездетная вдова обязывалась к браку с братом умершего мужа. Такой обычай левирата получил распространение у вавилонян, египтян, евреев, у жителей Угарита, Греции и других народов. В Греции, однако, к VI в. до н. э. этот обычай стал изживаться. Если же у вдовы не оставалось имущества и средств к существованию, а также если она была бездетной и не могла вернуться в отчий дом, ее изгоняли из общины. Она, таким образом, была обречена просить милостыню или стать проституткой. К женщинам-вдовам предъявлялись очень высокие требования. Повторное замужество в Европе в высших слоях клеймилось: считалось, что после смерти мужа матрона должна была сосредоточиться на религии и благотворительности.

В Средние века отношение к вдовам являлось синтезом античной и христианской традиций. В Европе вдова, конечно же, уже не должна была выходить замуж за брата покойного, но часто, в целях сохранения собственности в семье, она была вынуждена под давлением клана вторично вступить в брак с родственником - кузеном, дядей и т. д., хотя вторичный брак осуждался. Вдовы часто уходили в монастырь и посвящали себя богослужению. Среди высших слоев для вдов знатных аристократов, или даже представительниц королевской семьи после смерти мужа был распространен обычай переселения в монастырь. Вдовы ограничивались в одежде, и нормы поведения были весьма строги. В эпоху Ренессанса началось раскрепощение вдов. С начала XVI в. вдовы становились гораздо более свободными: протестантизм не предписывал женщине скорбеть по поводу умершего мужа долее 3 лет, дальше вдова могла выходить замуж. Эти три года, однако, не везде соблюдались, часто браки вдов заключались и через шесть месяцев после смерти мужа, и через год. Более того, женитьба на вдове считалась выгодной партией, так как экономически она была обеспечена и независима. Образ богатой вдовы пронизывает всю литературу Нового времени. К тому же, вдова получила и свободу в области своего передвижения и поведения, а также некоторые гражданские права: прежде всего, право собственности и право выступать в суде. Сексуальная свобода вдовы также стала притчей во языцех: "веселая вдовушка" - один из самых ярких персонажей французской и английской литературы Нового времени. Именно с этого периода положение вдовы стабилизировалось и практически без изменений просуществовало до середины XX века.

Widowhood (англ.)

Литература:

Вардиман Е. Женщина в Древнем мире. М., 1999.
Гендерная история: pro et contra / Под ред. М. Г. Муравьевой. СПб., 2000.
Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1988.
Рябова Т. Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. Иваново, 1999.
Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе начала Нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1996.
Between poverty and the pyre: moments in the history of widowhood. London, 1995.
Constructions of widowhood and virginity in the Middle Ages. Basingstoke, 1999.
Duby G. and Perrot M. (eds.). A History of Women in the West. Cambridge, Mass., London, 1991-1993, Vols. 1-3.
Duby G. and Aries Ph. (eds.). A History of Private Life. Cambridge, Mass., London, 1988-1989. Vol. 5.
Hufton O. The Prospect Before Her. A History of Women in Western Europe 1500-1800. N. Y., 1995.
Shadow lives: writings on widowhood. New Delhi, 2001.
Widowhood in medieval and early modern Europe. Harlow, 1999.

"Верные слову" - массовое консервативное мужское движение в США, утверждающее идеи сильной традиционной маскулинности. Его идеология строится на утверждении, что поскольку мужчина создан по образу и подобию божьему, то его превосходство над женщиной задано изначально. Феминизм же, согласно этой идеологии, утверждая принципы равноправия, дезорганизует общество и разрушает семейные устои. Движение призывает "христианских джентльменов" быть добросовестными работниками, верными мужьями, заботливыми отцами и кормильцами семьи - то есть быть верными слову, данному жене и детям. Быть мужчинами - это значит, соответственно, быть ответственными лидерами. Движение осуждает пьянство, наркоманию, гомосексуализм и сексуальное насилие. Позиции движения в отношении консервативных нравственных и семейных ценностей привлекают симпатии не только многих мужчин, но и женщин. В 1995 г. в числе его приверженцев было 600 тысяч мужчин из 13 городов США.

Promise Keepers (англ.)

Литература:

Кон И. С. "Кризис маскулинности" и мужские движения // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
Кон И. С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Сайт "Сексология": <http://sexology.narod.ru/publ018_4.html>

Власть - способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы. Власть - неотъемлемая часть любых человеческих отношений. Многие конфликты в обществе происходят из-за борьбы за власть, поскольку от того, какой властью обладают индивиды или группы, зависит возможность реализации их интересов на практике (Гидденс. С. 664).

Перераспределение власти в обществе с тем, чтобы передать ее часть женщинам, а также изменение ее характера признается одной из главных целей феминизма. Длительная борьба женщин за равноправие - это наиболее явный пример того, как женщины получили доступ к политической власти. Но феминизм ставит перед собой и другую задачу - переосмыслить и переопределить понятие власть таким образом, чтобы женщины получили возможность не только участвовать во власти, разделяя ее с мужчинами, но и ставить под сомнение ценность этой власти. Многие феминистские теоретики подходят к описанию проблем власти, опираясь на анализ понятия сексуальная политика и признание того, что личное - это политическое.

После Третьей Всемирной конференции по положению женщин в Найроби в 1985 г. как обозначение политической стратегии продвижения интересов женщин получило распространение понятие empowerment, что переводится в различных источниках как расширение возможностей женщин или усиление влияния женщин на характер власти. При этом авторы концепции рассматривают власть как широкие возможности социального действия - право доступа к ресурсам и контроля над ними, возможность принимать решения, обладающие трансформационным потенциалом, во всех сферах деятельности и на всех уровнях. Стратегия предполагает коллективное действие выстраивания власти "снизу" с целью изменить характер власти, в рамках которой можно будет обладать широкими возможностями социального действия и соответствующей ответственностью. При этом как ключевой механизм генерирования власти выступает "расширение собственных возможностей" путем объединения в организации.

Power (англ.)

Литература:

Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
Роденберг Бирте, Вихтерих Криста. Empowerment. Влияние женщин на характер власти: Результаты исследования зарубежных женских проектов Фонда им. Генриха Белля / Пер. с англ. под редакцией Т. А. Клименковой. Берлин. 1999. 138 с.
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.

Всемирные конференции по положению женщин - четыре конференции, созванные ООН с 1975 по 1995 гг., которые помогли поставить проблему равенства полов в центр внимания мирового сообщества. Конференции объединили людей всего мира для достижения ряда общих целей, выработав эффективный план действий по улучшению положения женщин во всех сферах общественной и частной жизни во всех странах.

На момент основания ООН в 1945 году из 51 страны - первых членов Организации - только в 30 странах женщинам обеспечивались равные с мужчинами избирательные права. В Уставе ООН специально предусмотрены равные права мужчин и женщин, продемонстрирована вера в фундаментальные права человека, достоинство и ценность человеческой личности. До этого ни в одном международном документе специально не акцентировалась принадлежность к одному из полов как основание для дискриминации.

В течение первых трех десятилетий работа ООН по решению проблем женщин сосредоточивалась, в первую очередь, на определении юридических и гражданских прав женщин и на сборе информации о положении женщин во всем мире. Но со временем становилось все более очевидным, что одних законов не достаточно для обеспечения женщинам равных прав. Поэтому по инициативе ООН были созваны четыре всемирные конференции по положению женщин: Первая Всемирная конференция по положению женщин в Мехико (1975 г.), Вторая Всемирная конференция по положению женщин в Копенгагене (1980 г.), Третья Всемирная конференция по положению женщин в Найроби - "Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщин ООН: равенство, развитие и мир" (1985 г.), Четвертая Всемирная конференция по положению женщин в Пекине (1995 г.). Стратегии и планы действий по улучшению положения женщин, разрабатываемые на этих конференциях, прошли в своем развитии несколько этапов - от взгляда на женщин почти исключительно с точки зрения их потребностей в развитии до признания их существенного вклада в процесс развития в целом, стремления к расширению их прав и возможностей полноценного участия во всех сферах деятельности на всех уровнях.

World Conferences on Women (англ.)

Литература:

Четыре всемирные конференции по положению женщин 1975-1995 годы: историческая ретроспектива: Департамент общественной информации ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Представительство ООН в Республике Беларусь: <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/23spec/4conf.htm>

Вторая волна феминизма - движение женщин за равноправие в Западной Европе и США, начавшееся в 1960-х годах по аналогии с движением суфражисток на рубеже XIX-XX вв. (первая волна феминизма - см. Феминизм). Возрождению женского движения послужили: борьба за гражданские права негритянского населения США, левое студенческое движение Запада в целом, кампания против войны во Вьетнаме. Немалую роль сыграли социально-экономические изменения в западном обществе в середине ХХ века: 1) изобретение эффективных средств контрацепции, предоставившее женщине контроль над репродуктивной функцией; 2) значительное повышение женской трудовой занятости; 3) увеличение числа женщин в сфере высшего образования.

Начавшаяся с политических демонстраций и участия в левых движениях, вторая волна феминизма постепенно перешла в автономную фазу, создавая независимые женские структуры: группы пробуждения сознания, курсы женских и феминистских исследований в университетах, кризисные центры для женщин, национальные ассоциации женщин (например, Национальная организация женщин в США - NOW), международные сети и коалиции.

Помимо практической, активистской и политической деятельности, вторая волна феминизма сформировала широкий теоретический дискурс: в различных сферах гуманитарных наук возникли исследования, базирующиеся на критике культуры патриархата. Критике подверглись политика, культура, экономика, социальные, семейные, сексуальные отношения, психоанализ и т. д. Уникальным открытием феминистской теоретической мысли стало осознание того, что социальная политика неразрывно связана с приватной сферой: классический лозунг второй волны феминизма - "Личное значит политическое" ("Personal is political"). В соответствии с историческими и социокультурными различиями, феминизм второй волны имеет свои отличительные особенности в разных странах: в США превалировала либеральная политическая концепция, в странах Западной Европы ощущалось сильное влияние марксизма, принципов социал-демократии.

Теоретические концепции феминистских авторов оказали значительное влияние на все гуманитарные науки, политические практики феминистских движений во многом изменили за последние 30 лет не только сознание в обществе, но и государственную политику, систему социального обеспечения, отношения в семье и в обществе. В России и странах бывшего СССР вторая волна феминизма до сих пор не имела реального эффекта.

Second wave feminism, Women's liberation movement (англ.).

Литература:
Kramarae Cheris, Treichler Paula A. (eds.). A Feminist Dictionary. UK: Pandora, 1985.
Humm Maggie (ed.). Modern Feminisms. Political, Literary, Cultural. New York: Columbia University Press, 1992.

Вторая Всемирная конференция по положению женщин была созвана в Копенгагене в 1980 году для анализа и оценки выполнения Всемирного плана действий, принятого на Первой Всемирной конференции по положению женщин в Мехико в 1975 году. В конференции принимали участие представители 145 стран-членов ООН.

Важной вехой в период между этими конференциями было принятие Генеральной Ассамблеей в декабре 1979 года Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, получившей название Женская конвенция или Билль о правах женщин. В ходе Копенгагенской конференции было признано несоответствие между гарантированными правами и умением женщин пользоваться ими. Для решения этой проблемы участники конференции выделили три проблемные области, где были необходимы специальные меры: равный доступ к образованию, возможность трудоустройства и надлежащее медицинское обслуживание.

На конференции, хотя и не единогласно, была принята Программа действий, в которой назван ряд различных факторов, определяющих несоответствие между юридическими правами и умением женщин ими пользоваться, включая: недостаточное участие мужчин в повышении роли женщин в обществе; недостаток (отсутствие) политической воли; недостаточное признание ценности вклада женщин в развитие общества; недостаточный учет особых потребностей женщин при планировании; недостаточное число женщин на руководящих постах; недостаточное количество услуг, способствующих участию женщин в жизни страны: кооперативы, детские ясли и сады, учреждения кредитования; всеобщий недостаток финансовых ресурсов; недостаточное осознание женщинами доступных им возможностей.

Для решения этих проблем Программа действий призывает, в частности, к принятию существенных государственных мер по обеспечению прав женщин на собственность и управление имуществом, а также по расширению прав женщин на наследование, опеку над детьми и смену гражданства. Делегаты конференции также призвали покончить с гендерными стереотипами в восприятии женщин (см. Гендерные стереотипы).

Second World Conference on Women (англ.)

Литература:

Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975-1995 годы: историческая ретроспектива: Департамент общественной информации ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Представительство ООН в Республике Беларусь: <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/23spec/4conf.htm>

Г

Гендер. Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие "типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому - мужчинам или женщинам - необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ (см. Гендерные стереотипы в СМИ). Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских (см. Биодетерминизм) позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как "более современное". Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных "гендеров" (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: "Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?" или пресловутые опросы на тему "Может ли женщина быть политиком?" Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание "мужских и женских" профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они "от природы более милосердны и склонны к самоотверженности" (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология - это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения "естественных" различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний - то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским/маскулинным" или "женским/фемининным" началом. Таким образом, возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление "мужского" и "женского" и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Gender (англ.)

Литература:

Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.
Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" М.: МЦГИ, 2000.
Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

Гендер в лингвистике - в настоящее время в лингвистической литературе отсутствует последовательное употребление термина гендер, который вошел в лингвистику довольно своеобразным путем: английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста и перенесен в исследовательское поле других наук - социальной философии, социологии, истории, а также в политический дискурс.

В языкознание же гендер пришел (а в англоязычное -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: