Трудности взаимодействия с окружающими

Связанные с особенностями развития форм обращения

Ребенка к взрослому

1. Сложности выражения собственного эмоционального состо­яния.

Способность выражать свое эмоциональное состояние, делить­ся им со взрослым — одно из наиболее ранних адаптивных дости­жений нормально развивающегося младенца. Обычно оно появля­ется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им; утешить его, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. Как показывают эксперимен­тальные данные матери аутичных детей часто испытывали трудно­сти в понимании оттенков эмоционального состояния своих мла­денцев (P. Hobson, 1989).

2. Трудности в выражении просьбы.

В ряде случаев родители вспоминают9 что обращения ребенка не носили дифференцированного характера, было трудно дога­даться, чего он просит, что его не удовлетворяет. Так, малыш мог однообразно «мычать», подхныкивать, кричать, не усложняя ин­тонационно свои вокализации, не используя указательного жеста и даже не направляя взгляда к желаемому объекту.

У многих детей формировался направленный взгляд и жест — протягивание руки в нужном направлении, но без попыток назы­вания предмета желания, без обращения взгляда и вокализации к взрослому. В норме это характерно для определенного этапа ранне­го развития, и в дальнейшем это движение трансформируется в указательный жест. У аутичного ребенка этого не происходит, и на более поздних стадиях развития движение руки не превращается в показывание пальцем. Даже в старшем возрасте при выражении своего определенного желания такой ребенок обычно берет взрос­лого за руку и кладет ее на желаемый объект — чашку с водой, игрушку, пластинку и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: