Определение понятия «задержка психического развития» и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляю­щая около 50% среди неуспевающих младших школьников.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребля­ется по отношению к детям с минимальными органическими по­вреждениями или функциональной недостаточностью централь­ной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоцио­нально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятель­ности, имеющей свои качественные особенности, компенсирую­щиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специ­альной психологии в 60-70-е гг. Это было вызвано потребностя­ми школьной практики, когда в связи с переходом на новые ус­ложненные программы резко возросли образовательные пробле­мы у стойко неуспевающих школьников.

К этому времени был накоплен значительный опыт дифферен­циальной диагностики и обобщен зарубежный опыт изучения и обучения школьников этой категории.


Изучение (Т.А.Власовой, В. И.Лубовским) зарубежного опы­та исследований детей, испытывающих трудности в обучении в школе, показало, что однозначной трактовки сущности и при­чин этих затруднений нет. В США, Англии, Германии эта кате­гория детей обозначалась как «дети с трудностями в обучении», как «дети, имеющие недостаточные способности к обучению», «неприспособленные», «педагогически запущенные», «дети с на­рушением поведения», а также «дети с минимальными повреж­дениями мозга».

Отечественные клиницисты, психологи и педагоги учитывают различные аспекты этой проблемы, показывая, что понятие «задержка психического развития» (ЗПР) характеризует отстава­ние в развитии психической деятельности ребенка в целом. Ис­следования Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И.Лу-бовского, К.С.Лебединской позволили выделить среди неуспе­вающих младших школьников особую категорию, у которой трудности в обучении были обусловлены задержкой темпа пси­хического развития. Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е.Сухаревой. Причинами выраженной за­держки психического развития детей в большинстве случаев яв­ляются минимальные органические повреждения или функцио­нальная недостаточность центральной нервной системы, воз­никшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни ребенка, длительные хронические соматические заболевания, пе­ренесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (в частности, пребывание с момента рож­дения в условиях неблагополучной семьи, дома ребенка, дошколь­ного детского дома) и влияние стрессовых психотравмирующих

факторов.

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР и выделены различные ее формы:

психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и церебрастенические состояния. Предложена клас­сификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа (К.С.Лебединская), представленная четырьмя группами: задержка психического развития констпитуционального, соматогенного, пси­хогенного и церебрально-органического происхождения.

Разработаны дифференциально-диагностические критерии в отграничении ЗПР от других сходных состояний по особенностям речи и умственного развития.


Исследования показали, что стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями централь­ной нервной системы. Этим они отличаются от умственной отста­лости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозго­вых структур.

В отличие от клинической классификации психолого-педагоги­ческую классификацию, предполагающую деление детей на какие-либо группы, построить трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индиви­дуальным проявлениям в психолого-педагогическом плане очень неоднородна. Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравне­нию с нормой скорости приема и переработки сенсорной инфор­мации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познава­тельных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем.

Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной не­устойчивости и возбудимости, несформированности произволь­ной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преоб­ладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенно­сти мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточ­ности развития.

Эти особенности развития младших школьников позволили ученым сделать важный вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения не только на этапе школьного обучения, но и в первую очередь в период дошкольного детства.

По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР со­ставляет 25% от детской популяции. Этот факт определил необ­ходимость изучения этой категории детей и организации психо­лого-педагогической помощи до поступления их в школу.

Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характе­ризуются не соответствующим возрасту недостаточным развити­ем внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-Деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким Уровнем речевой активности, замедленным темпом становления Регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают


характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целена­правленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятель­ности, несформированность способов самоконтроля, планирова­ния. Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характеризуются у старших дошкольников несовершенством мо-тивационно-потребностного компонента, знаково-символической функции и трудностями в оперировании образами-представления­ми. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представ­лений о себе и окружающих. О моральных нормах представления нечеткие.

Важным отличием их от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевре­менной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает по­тенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста (В.И.Лубовский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: