Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Рассмотрим основные негативные социалыю-психические воздействия, которым в той или иной степени подвержены вес дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях. Речь идет о психической депривации, реактивных расстройствах привязанности и сепарационных симптомокоплексах.
Психическая депривация – психическое состояние, возникшее к результате определенных условий, в которых субъекту не представляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Депривационная ситуация у ребенка – особые условия жизнедеятельности ребенка, проявляющиеся с невозможности или затруднении удовлетворения его основных психосоциальных потребностей.
|
|
Наиболее часто психическая, депривация у детей возникает при следующих обстоятельствах:
в условиях сенсорной недостаточност и (сенсорная депривация у слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и слабослышащих воспитанников детских домов вследствие недостатка разнообразной сенсорной стимуляции т.п.);
при ограничении двигательной активности (двигательная депривания у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, долго болеющих);
при длительной разлуке с матерью или ее недостаточной привязанности к ребенку (материнская депривация у детей-сирот, у детей матерей «отказниц» при недостаточном материнском внимании к ребенку в условиях семьи).
Единого "депривационного синдрома", по мнению многих исследователей, не существует, так как проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений: от легких особенностей психического реагирования до очень грубых нарушений развития интеллекта и характера. Вместе с тем, отмечаются следующие симптомы и симтомокомплексы:
- задержка и искажение интеллектуального развития, обеднение познавательной сферы;
- эмоциональные расстройства в виде различных депривационных состояний, а также глубокие стойкие искажения формирования эмоций;
- волевые нарушения, от снижения активности до выраженной пассивности ребенка, слабости и истощаемости побудительных мотивов;
- коммуникативные нарушения, от легких аутистических тенденций до так называемого парааутизма как стойкого состояния;
- двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании, которые рассматриваются в качестве аутостимулирующих действий, призванных заместить недостаточность стимулов любого рода;
|
|
- расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления, среди которых наиболее частыми являются нарушения аппетита, сна. Соматичекие симптомы патогенетически тесно связаны с аффективными реакциями, разнообразны и могут затрагивать практически все органы и системы.
Глубина и тяжесть депривационных нарушений индивидуально различается в зависимости от срока наступления депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также его качества.
Классифицировать все значимые источники депривации нелегко. Между отдельными категориями имеются многие переходы; часто один и тот же ребенок страдает несколькими видами депривации последовательно или даже одновременно (L.Yarrow, M.Rutter,).
В классической картине депривированного ребенка из детского дома, где наблюдается комплекс различных депривационных воздействий, отмечают большинство из приведенных выше характерных симптомов и симптомокомплексов, от задержек и искажения интеллектуального развития до расстройств инстинктивной сферы и соматовегетативных дисфункций (Й.Лангмейер, З.Матейчик).
Предполагается, что одним из факторов при возникновении психической депривации является прекращение уже создавшейся связи.
Разлука ребенка с матерью или с иным лицом, ее заменяющим, в первые 3-5 лет жизни приводит, как правило, к нарушению психики ребенка (И.Боулби). Так было введено понятие "сепарация" в качестве патогенного и исключительно важного обстоятельства.
Таким образом, сепарация (separer (фр.) - разделять) - это ситуация, при которой происходит прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Причем, имеет значение время и понимание данной ситуации. Если ребенок школьного возраста временно разлучен с семьей, то это может укрепить его развитие к самостоятельности. Опасно, если жизненные обстоятельства лежат вне границ понимания ребенка – если ребенок данной ситуацией "застигнут врасплох", причем, по своему развитию он к ней не подготовлен.
Сепарация представляется как внешняя ситуация, которая может представлять депривационный фактор. У ребенка создается определенная специфическая связь с окружающими людьми. У него образуется и определенное отношение к окружающей среде, к определенным параметрам, к игрушкам и т.п., так что всякая сепарация представляет комплексную, сложную психологическую ситуацию.
Определенную форму сепарации переживает ребенок при переходе из одного учреждения в другое, когда меняется не только персонал, но и вся окружающая среда. Реакции детей на переход из одного интернатного учреждения в другое, по мнению Й.Лангмейера и З.Матейчика, показывают лучше всего то, что обоснованием сепарационной симптомологии в поведении ребенка может быть отрыв от комплекса привычных жизненных условий.
Развитие детей-сирот в условиях интернатных учреждений изучалось многими зарубежными и отечественными исследователями.
Драматические картины "госпитализма" - крайней формы институализации ребенка - обрисовал Р.Спиц. По его сведениям, на первом году жизни 70% детей в этих условиях погибают, а остальные пребывают на границе с умственной отсталостью.
Проблеме "материнской депривации" посвятил свои исследования английский психолог И.Боулби. Он подчеркнул необходимость связей ребенка с биологической матерью для его правильного развития в раннем возрасте.
Проблема сиротства и причины отставания в развитии изучались в конце 50-х годов в Ливане В.Деннисом и П.Наджарьяном (W.Dennis, R.Najarjan). Ими было отмечено отставание детей-сирот в развитии и выявлены его причины.
|
|
В последние 20 лет проводились специальные исследования, которые подтвердили, что помимо отсутствия матери (материнской депривации), в комплекс причин отставания в развитии воспитанников закрытых детских учреждений входит обеднение среды за счет резкого снижения яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение общения, контактов с окружающими людьми (социальная депривация), упрощение эмоционального фона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация) и др. (L.Yarrow, M.Rutter).
Многие авторы отмечают дисгармоничность развития интеллектуальной сферы детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях (Б.И.Айзенберг, В.И.Кондрашин, Н.В.Кузнецов, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, И.А.Коробейников, В.М.Слуцкий, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Е.О.Смирнова, А.Е.Лагутина, Э.Л.Фрухт и др.), несформированность эмоционально-волевой сферы (С.Ю.Мещерякова, Н.В.Москоленко, Э.Пиклер, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Л.М.Царегородцева,), искажения в общении со взрослыми и сверстниками (Л.Н.Галигузова, Т.М.Землянухина, И.А.Залысина, Е.О.Смирнова, Н.В.Москоленко, А.Г.Рузская, Т.А.Финашина, и др.).
Исследования А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых, осуществленные в конце 70-х - начале 80-х годов, показывают, что специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают отставание детей по ряду показателей: у них более узкий общий кругозор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами и явлениями, позже развивается наглядно-образное мышление. У многих воспитанников детского дома выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять определенные правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения детей.
К вопросу современного сиротства обращаются также И.Ф.Дементьева, М.Г.Костенцкая, Л.В.Миронова и др. Авторами подчеркивается, что у оторванного от родителей и помещенного в условия детского дома ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. Отмечается, что чем раньше отрывается ребенок от родительской семьи, тем более выражены деформации по всем направлениям.
|
|
Для таких детей, по мнению Й.Лангмейера и З.Матейчика, характерно запаздывание в социальном поведении, что неминуемо отражается на интеллектуальном уровне ребенка, который нередко приходится оценивать как граничащий с дебильностью.
Дети первых лет жизни наиболее сензитивны к любому типу депривации (Й.Лангмейер, З.Матейчик).
Чем меньше ребенок, тем сильнее он зависит от условий, в которых он живет. Наиболее тесно благополучие ребенка связано с окружающей средой в младенчестве. Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях дома ребенка, резко отстают в своем развитии. Изучению особенностей детей этой категории посвятили свои исследования Н.А. Казбернюк, А.Г. Московкина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская; Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов, и др.
В последние десятилетия в нашей стране под руководством профессора М.И.Лисиной проведен комплекс исследований по изучению психического развития детей раннего и дошкольного возраста в условиях дома ребенка, детского сада и семьи.
Исследования показали, что дети, растущие в дошкольных учреждениях интернатного типа, с первых же месяцев начинают отставать от своих сверстников, живущих в семьях, в психическом развитии. Это отставание приобретает на каждой возрастной ступени качественное своеобразие. Данный вывод является результатом обобщения более чем 150 тысяч опытов, проведенных с 2700 детьми в возрасте от новорожденности до 7 лет (из них 700 - воспитанники домов ребенка и детских домов).
Проблема психического развития младенцев в условиях материнской депривации была предметом исследований К.В.Солоед. Автор рассматривает депривационный синдром у детей первого года жизни, перенесших длительную разлуку с матерью; дает квалификацию дефицитарного ухода на психологическом уровне и описывает механизмы его влияния на психическое развитие младенца. Экспериментально в настоящей работе подтверждена гипотеза о том, что лишение ребенка на первом году жизни возможности присвоить "положительные качества материнского объекта" приводит к нарастающему отчуждению от остальных объектов, делает невозможным дальнейшее развитие стабильных и тесных межличностных отношений, ведет к социальной дезадаптации и жизненной некомпетенции ребенка.
В "Программе воспитания и обучения в домах ребенка" (Э.Л.Фрухт) учтены последние достижения педагогики раннего возраста, детской психологии, практики воспитания детей в этих учреждениях. Но в этой программе основное внимание направлено на сохранение здоровья ребенка, а не на его личностное воспитание. Не уделяется достаточного внимания воспитательной работе, направленной на дальнейшую социализацию ребенка, тренировку его адаптационных механизмов, что приводит к дезадаптации в новой среде и трудностям социализации.
После трехлетнего возраста дети переводятся из дома ребенка в детский дом. Несмотря на то, что много внимания в этих учреждениях уделяется развитию познавательной сферы детей, во многих случаях (85-92%) выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы (С.Д.Забрамная, И.В.Дубровина, А.Г.Рузская и др.).
Особая проблема - социально-психологическая неадаптированность детей раннего и дошкольного возраста, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Проблема адаптации детей при переходе из дома ребенка освещена в работе Р.В.Тонковой-Ямпольской. Ею определены основные этапы привыкания к новым условиям среды и факторы, определяющие степень тяжести адаптационного процесса. Автором рассматриваются три основных варианта изменения стереотипа социального поведения ребенка: при поступлении его в дом ребенка из больницы, при переходе из одной группы в другую и при усыновлении; дается понятие "адаптационного синдрома"; перечисляются причины, вызывающие состояние психического стресса при переходе в изменившиеся условия. Кроме того, автором определены основные этапы привыкания к новым условиям среды, факторы, показывающие тяжесть адаптационного периода и намечены пути профилактики тяжелой адаптации.
В "Методических рекомендациях для педагогов интернатных учреждений" (составитель Е.В.Проскура) автором предложены психолого-педагогические рекомендации по облегчению адаптационного периода у детей, поступивших в детский дом, раскрыты условия и реальные возможности, способствующи оптимизации учебно-воспитательного процесса на первой ступеньке дошкольного детства.
Процессы осознания своего опыта детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме изучались, Е.О.Смирновой и А.Е.Лагутиной. Полученные результаты показывают, что для дошкольников, воспитывающихся в детском доме, отдельные прожитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в психологический аспект. Это свидетельствует о жизненной некомпетентности детей, воспитывающихся в детском доме. Авторы подчеркивают необходимость целенаправленной педагогической работы в условиях интернатного учреждения, чтобы научить ребенка-сироту осознавать свой жизненный опыт и собственные переживания.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что отсутствие учета единства двух составляющих: аффективного и когнитивного в развитии ребенка, находящегося в условиях интернатного учреждения, приводит к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, что, в свою очередь, влияет на развитие когнитивных функций.
Результатом является отсутствие сформированности механизмов адаптации: неумение устанавливать эмоциональный контакт с людьми; отсутствие разработанных аффективных стереотипов; неумение осваивать неизвестное, преодолевать препятствия, выстраивать гибкий диалог со средой. В итоге все это приводит к трудностям социальной адаптации ребенка-сироты.
Но если эти трудности неизбежны для здоровых детей-сирот, то еще больше в данной ситуации страдают дети с изначально имеющимися нарушениями психического развития.