Дошкольное образование детей с нарушенным зрением

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зре­ния имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультатив­ную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмо­лога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информа­цию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализа­торов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенса-торной перестройки анализаторов во многом зависит от семейно­го обучения и воспитания. Важно создать условия, соответствую­щие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрица­тельно сказывается на формировании личности при дефекте зре­ния. Поэтому в зависимости от воспитания у ребенка могут быть сформированы как активность, так и пассивность, эгоизм, мни­тельность, боязливость или уверенность в своих силах, иждивен­чество или самостоятельность, открытость и общительность или замкнутость и озлобленность.

Слепота и слабовидение имеют и социальные последствия для ребенка. В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, от­ношения с окружающими и с самим ребенком начинают строить­ся иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится цен-


тром излишнего внимания, жалости и заботы. Это негативно ска­зывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки, взаимоотношений с окружающими.

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нарушенным зрением, влияния первичного дефекта на форми­рование психических функций, двигательных, социальных, учеб­ных и других умений, способов и приемов формирования и разви­тия навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактиро­вать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения явля­ются государственными учреждениями общественного воспита­ния детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.

Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, вос­становление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирую­щей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориен­тировки в пространстве, а также формированию навыков самооб­служивания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: