Разделы специальной психологии

1. тифлопсихология — психология слепых;

2. сурдопсихология — психология глухих;

тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха;

3. олигофренопсихология — психология умственно отсталых;

4. логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;

5. психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм);

6. психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич);

7. психология лиц с задержкой психического развития;

8. психология лиц со сложным дефектом.

Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

]Методы специальной психологии

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

2. Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

3. Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)

4. Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

· Методики структурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла.

· Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.

· Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

· Методики дополнения — например: незаконченное предложение.

· Методики экспрессии — рисование.

· Методики катарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.

· Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.

6. Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

7. Условно-рефлекторные методики

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

Основные категории детей с особенностями психофизического развития:

§ глухие (неслышащие) и слабослышащие;

§ слепые (незрячие), слабовидящие;

§ с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

§ с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);

§ с тяжелыми нарушениями речи;

§ задержкой психического развития (трудностями в обучении);

§ расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм, психопатоподобное поведение);

§ с тяжелыми множественными нарушениями (комбинированными дефектами).

Такие дети имеют особые образовательные потребности, что предполагает:

1. Выявление первичного нарушения в развитии ребенка как можно раньше.

2. Начало специального обучения сразу после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни, а не только сводиться к медицинскому лечению. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.

3. Введение специальных разделов в содержание обучения, которые отсутствуют у нормально развивающихся сверстников. Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; дети с нарушением зрения, интеллекта, комбинированными дефектами нуждаются в таком предмете, как социально-бытовая ориентировка и т. п.

4. Построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств и методов, которые не применяются в традиционном образовании. Так, раннее обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из обходных путей формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения.

5. Регулярное осуществление контроля за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка.

6. Соответствие образовательной среды возможностям ребенка (пространственная и временная организация). Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказывать ход событий, планировать свое поведение.

7. Подготовленность и реальное участие всех окружающих взрослых в решении особых образовательных задач за пределами образовательного учреждения, скоординиройанность их усилий.

8. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.

9. Осуществление процесса реабилитации средствами образования квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: