Реабилитация

Разграничение понятий реабилитация и коррекция. Система внешних мероприятий.

Коррекционные воздействия ориентированы достаточно локально и нацелены на исправление каких-то отдельных сторон психического развития. Реабилитация направлена на восстановление полноценного общественного бытия личности. Направлена не на отдельные нарушения, а на личность в целом. Процесс реабилитации естественно включает процесс компенсации.

Группы принципов.

Общие принципы реабилитации:

1. Оперативность. Психологическую форму реабилитации нужно осуществлять как можно раньше.

2. Сочетание биологических и психосоциальных этапов воздействия.

3. Гибкость. Своевременное изменение форм и методов психологического воздействия в зависимости от психического состояния клиента и условий проведения психологической реабилитации.

4. Принцип партнерства. Вся система воздействий осуществляется опосредованно через личность ребенка. Система общения «взрослый-ребенок».

5. Принцип ступенчатости или переходности прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

6. Индивидуализация программы реабилитации. Пол, возраст, личностные особенности и т.д.

7. Необходимо точно установить диагноз и определиться с показаниями и противопоказаниями для этого ребенка.

Психофизиологические принципы реабилитации:

1. Принцип использования сохранных систем. При обучении необходимо учитывать пластичность, полерецепторность функциональных систем, учитывать наличие ведущей и резервной афферентации.

2. Принцип создания новых функциональных систем на основе афферентации, которая ранее не принимала участие в их работе.

3. Принцип опоры на разных уровнях организации психических функций.

4. Принцип контроля связей.

Психологические принципы:

1. Принцип учета личности ребенка.

2. Необходимость создать доминантную мотивацию у ребенка на улучшение состояния пр его активном участии в реабилитации.

3. Принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшими.

4. Использование остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности.

5. Принцип опоры на предметную деятельность ребенка (как вербальную, так и невербальную).

6. Принцип программированного обучения.

Психолого-педагогические принципы:

1. От простого к сложному. Дидактический материал должен подбираться по возрастанию.

2. Принцип учета сложностей вербального материала. Необходимо учитывать лексику ребенка. Какой у него культуральный запас и интеллектуальный уровень.

3. Принцип учета эмоциональной сложности дидактического материала.

4. Материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон для занятий.

5. Учет объема и степени разнообразия дидактического материала.

Требования к программе восстанавливающего обучения.

1. Избирательность в содержании и индивидуальность.

2. Многократная повторяемость, упражняемость.

3. Опора на внешние вспомогательные средства (образец со стороны взрослого).

4. Программа всегда должна состоять из последовательного ряда операций.

5. Реабилитационная программа должна управлять восстановлением нарушенных функций и контролировать процесс.

6. Необходимо создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей ребенка.

Вывод по реабилитации: Суть системного реабилитационного подхода к больному ребенку составляет единство ступенчато проводимых биологических и психосоциальных воздействий направленных на разные стороны жизнедеятельности и опосредованные через личность ребенка.

Кроме понятия реабилитации есть явление, которое используется применительно к развивающей работе к детям - абилитация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: