Разграничение понятий реабилитация и коррекция. Система внешних мероприятий.
Коррекционные воздействия ориентированы достаточно локально и нацелены на исправление каких-то отдельных сторон психического развития. Реабилитация направлена на восстановление полноценного общественного бытия личности. Направлена не на отдельные нарушения, а на личность в целом. Процесс реабилитации естественно включает процесс компенсации.
Группы принципов.
Общие принципы реабилитации:
1. Оперативность. Психологическую форму реабилитации нужно осуществлять как можно раньше.
2. Сочетание биологических и психосоциальных этапов воздействия.
3. Гибкость. Своевременное изменение форм и методов психологического воздействия в зависимости от психического состояния клиента и условий проведения психологической реабилитации.
4. Принцип партнерства. Вся система воздействий осуществляется опосредованно через личность ребенка. Система общения «взрослый-ребенок».
5. Принцип ступенчатости или переходности прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.
|
|
6. Индивидуализация программы реабилитации. Пол, возраст, личностные особенности и т.д.
7. Необходимо точно установить диагноз и определиться с показаниями и противопоказаниями для этого ребенка.
Психофизиологические принципы реабилитации:
1. Принцип использования сохранных систем. При обучении необходимо учитывать пластичность, полерецепторность функциональных систем, учитывать наличие ведущей и резервной афферентации.
2. Принцип создания новых функциональных систем на основе афферентации, которая ранее не принимала участие в их работе.
3. Принцип опоры на разных уровнях организации психических функций.
4. Принцип контроля связей.
Психологические принципы:
1. Принцип учета личности ребенка.
2. Необходимость создать доминантную мотивацию у ребенка на улучшение состояния пр его активном участии в реабилитации.
3. Принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшими.
4. Использование остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности.
5. Принцип опоры на предметную деятельность ребенка (как вербальную, так и невербальную).
6. Принцип программированного обучения.
Психолого-педагогические принципы:
1. От простого к сложному. Дидактический материал должен подбираться по возрастанию.
2. Принцип учета сложностей вербального материала. Необходимо учитывать лексику ребенка. Какой у него культуральный запас и интеллектуальный уровень.
3. Принцип учета эмоциональной сложности дидактического материала.
4. Материал должен создавать благоприятный эмоциональный фон для занятий.
|
|
5. Учет объема и степени разнообразия дидактического материала.
Требования к программе восстанавливающего обучения.
1. Избирательность в содержании и индивидуальность.
2. Многократная повторяемость, упражняемость.
3. Опора на внешние вспомогательные средства (образец со стороны взрослого).
4. Программа всегда должна состоять из последовательного ряда операций.
5. Реабилитационная программа должна управлять восстановлением нарушенных функций и контролировать процесс.
6. Необходимо создавать условия для максимального использования всех возможностей и способностей ребенка.
Вывод по реабилитации: Суть системного реабилитационного подхода к больному ребенку составляет единство ступенчато проводимых биологических и психосоциальных воздействий направленных на разные стороны жизнедеятельности и опосредованные через личность ребенка.
Кроме понятия реабилитации есть явление, которое используется применительно к развивающей работе к детям - абилитация.