Специальная психология

Специа́льная психоло́гия (Коррекцио́нная психоло́гия) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.[1]. По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.»[2] Название «Коррекционная психология» зафиксировано в перечне научных специальностей ВАК РФ. Код 19.00.10.[3]

[править]Описание

Становление специальной психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др.[2] Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).

На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания иобучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

[править]Объект и предмет специальной психологии

[править]Объект

Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).

[править]Предмет

Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

[править]Задачи специальной психологии

Структурирование науки:

· Установление границ компетентности

· Определение объекта изучения

· Уточнение системы понятий

· Дифференциация от других наук

· Интеграция с другими науками

· Перспективные проблемы.

Предметная область:

· Нарушения развития и закономерности их проявления:

· Исследования психологических механизмов нарушений развития в связи с деятельностью мозга

· Установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития

· Классификация нарушений психического развития

· Разработка методов выявления нарушений психического развития и определение их структуры

· Закономерности освоения социокультурного опыта:

· Исследование особенностей освоения социокультурного опыта

· Разработка методов оценки овладения социокультурным опытом

· Система помощи лицам разных возрастных категорий с атипиями развития:

· Научное обоснование содержания обучающих программ

· Научное обоснование и разработка методов социализации

· Общественные установки по отношению к людям с атипиями развития и разработка системы воздействия на эти установки:

· Научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипиями развития

· Нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.

Практико-ориентированные задачи:

· Разработка технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям

· Обоснование и разработка психологических и социальных мер, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипиями развития

· Разработка технологий формирования общественного мнения по отношению к людям с атипией развития

· Профессиональная подготовка специальных психологов

· Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного уровня.

Организационные задачи:

· Определение стратегии, направления и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе

· Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: