После определения проблемы исследования разрабатывают рабочую гипотезу — научное предвидение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.
Приведем примерный план разработки рабочей гипотезы. Известно, что между анализаторами имеется тесная связь, которая регулируется центральной нервной системой. При выключении какого-либо из них обостряются другие.
По данным литературы, а также из жизни известно, как высоко развиты тактильная чувствительность и мышечное чувство у слепых и глухонемых. Это позволяет предположить, что для совершенствования координации движений, в частности технического мастерства борца, необходимо прибегнуть к опытам с выключением анализаторов у спортсменов.
На основании этих предварительных материалов создается возможность определить проблему исследования, например выяснить взаимосвязь между анализаторами спортсмена и его техническим мастерством, а также выдвинуть рабочую гипотезу, суть которой состоит в следующем: при выключении зрительного анализатора обостряется мышечное чувство, которое улучшает условие совершенствования излюбленных приемов.
Выдвинутое теоретически обоснованное предположение а дальнейшем подтверждается или опровергается экспериментом.
Разработка задач исследования. Особое значение в исследовании приобретает правильный подход к проблеме, к разработке задач и методов исследования.
Задачи исследования определяются таким образом, чтобы они имели педагогическую направленность и при их решении можно было бы объяснить изучаемую проблему, т. е. доказать или отвергнуть рабочую гипотезу.
Выбор методов исследования. Задачи исследования как бы диктуют выбор методов и предусматривают необходимую организацию исследования.
Методы исследования должны подбираться так, чтобы они надежно оснащали решение поставленных задач. В комплексе необходимых методов может определиться ведущий метод.
Комплексность исследований. Опыт научных работ последних лет говорит о необходимости проведения педагогических исследований по борьбе в содружестве со смежными науками (спортивная физиология, медицина, биомеханика, психология, математика и др.).
Это позволяет глубже проникать в изучение проблемы подготовки борца, познать скрытые для педагогического глаза явления, улучшить и ускорить подготовку борцов и взаимно обогатить научное направление.