Правильно строить занятия физическими упражнениями, спортом для лиц различного возраста и пола невозможно без знания биологических особенностей организма ребенка, подростка, юноши, девушки и лиц старших возрастов.
В спортивной медицине на основе возрастных и половых анатомо-физиологических особенностей подростков, юношей и девушек, мужчин и женщин разработаны определенные рекомендации и требования по построению учебно-тренировочного процесса с теми или иными контингентами. Преподаватель и тренер должны знать эти рекомендации и требования, чтобы правильно использовать физические упражнения в таких возрастных группах.
В зависимости от половых и возрастных особенностей занимающихся физической культурой и спортом имеются некоторые различия в проведении медицинских исследований и оценке их результатов, о чем также должны знать преподаватели и тренеры.