Сравнивая показатели функционального состояния организма спортсмена, полученные при исследовании до и после тренировки, судят о его изменениях под влиянием физических нагрузок. Это позволяет оценить величину данных нагрузок для спортсмена (большая, средняя, малая) и в определенной степени — уровень его тренированности.
3. Исследования до тренировочного занятия и после него — через 20—30 мин., через 4—6 час. и через 24 и 48 час. Во многих случаях не следует ограничиваться только исследованиями до и после тренировки, а необходимо их продолжить в более позднем восстановительном периоде: через несколько часов, сутки и более. Например, если при исследовании сразу после тренировки выявляются значительное утомление, снижение функциональных способностей организма спортсмена, то для того, чтобы выяснить, допустима ли такая тренировка для спортсмена и не следует ли снизить нагрузку в последующих занятиях, проводят исследование через 4—6 час. перед следующей тренировкой, а иногда и еще через сутки.
4. Исследования в день тренировки утром и вечером. Эта форма врачебно-педагогических наблюдений используется в том случае, если спортсмены проводят по 2—3 тренировки в день. Она помогает правильно определить объем, интенсивность и содержание тренировок в течение дня, исключив тем самым возможную перегрузку.
5. Повторные исследования в течение недельного или другого микроцикла (3:1, 5:1). Такого рода исследования проводятся: а) ежедневно утром (на тренировочном сборе или перед тренировочными занятиями); б) ежедневно утром и вечером; в) в начале и конце одного, двух или более микроциклов (осуществляются утром или в любое время дня перед тренировкой).
При решении вопросов планирования нагрузок в микроцикле (например, выявление дней наиболее напряженных тренировок, определение степени восстановления после различных тренировок в цикле) используют ежедневные исследования (по утрам или перед тренировкой или утром и вечером) в течение микроцикла. Если тренера интересуют вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса в течение нескольких микроциклов, прибегают к таким исследованиям в начале и конце одного, двух или более микроциклов. Это делается, например, тогда, когда тренер ставит задачу установить сроки полного восстановления организма спортсмена после тренировочных микроциклов различной напряженности.
6. Исследования после дня отдыха. Такие исследования проводятся в условиях обмена покоя через 2—3 недели или более, в зависимости от длительности изучаемого этапа тренировки.
Эта форма врачебно-педагогических наблюдений применяется при необходимости оценить результаты тренировки за какой-то этап, например тренировочный сбор. Улучшение спортивных результатов к концу сбора иногда может быть достигнуто за счет перенапряжения одной из систем организма и даже общего снижения его функциональных возможностей. Врачебно-педагогические наблюдения помогают выяснить это. Они показывают, как изменялось функциональное состояние спортсмена после тренировочного сбора по сравнению с тем, что было до него. На основании этого может быть сделано заключение о нарастании уровня функционального состояния, его стабилизации или снижении. Чтобы исключить влияние предшествующей физической деятельности на результаты наблюдений, исследование должно проводиться после дня отдыха (желательно, чтобы тренировки перед днем отдыха в начале и конце сбора также существенно не различались), утром, натощак. Перед исследованием спортсмен не должен делать зарядку.