Исследования до тренировочного занятия (соревнования) и через 20—30 мин. после него

Сравнивая показатели функционального состояния организма спортсмена, полученные при исследовании до и после тренировки, судят о его изменениях под влиянием физических нагрузок. Это позволяет оценить величину данных нагрузок для спортсмена (большая, средняя, малая) и в определенной степени — уровень его тренированности.

3. Исследования до тренировочного занятия и после него — че­рез 20—30 мин., через 4—6 час. и через 24 и 48 час. Во многих слу­чаях не следует ограничиваться только исследованиями до и после тренировки, а необходимо их продолжить в более позднем восста­новительном периоде: через несколько часов, сутки и более. На­пример, если при исследовании сразу после тренировки выявля­ются значительное утомление, снижение функциональных способ­ностей организма спортсмена, то для того, чтобы выяснить, допу­стима ли такая тренировка для спортсмена и не следует ли сни­зить нагрузку в последующих занятиях, проводят исследование через 4—6 час. перед следующей тренировкой, а иногда и еще че­рез сутки.

4. Исследования в день тренировки утром и вечером. Эта форма врачебно-педагогических наблюдений используется в том случае, если спортсмены проводят по 2—3 тренировки в день. Она помо­гает правильно определить объем, интенсивность и содержание тренировок в течение дня, исключив тем самым возможную пере­грузку.

5. Повторные исследования в течение недельного или другого микроцикла (3:1, 5:1). Такого рода исследования проводятся: а) ежедневно утром (на тренировочном сборе или перед трени­ровочными занятиями); б) ежедневно утром и вечером; в) в на­чале и конце одного, двух или более микроциклов (осуществля­ются утром или в любое время дня перед тренировкой).

При решении вопросов планирования нагрузок в микроцикле (например, выявление дней наиболее напряженных тренировок, определение степени восстановления после различных тренировок в цикле) используют ежедневные исследования (по утрам или пе­ред тренировкой или утром и вечером) в течение микроцикла. Если тренера интересуют вопросы совершенствования учебно-тре­нировочного процесса в течение нескольких микроциклов, прибе­гают к таким исследованиям в начале и конце одного, двух или более микроциклов. Это делается, например, тогда, когда тренер ставит задачу установить сроки полного восстановления организ­ма спортсмена после тренировочных микроциклов различной напря­женности.

6. Исследования после дня отдыха. Такие исследования прово­дятся в условиях обмена покоя через 2—3 недели или более, в за­висимости от длительности изучаемого этапа тренировки.

Эта форма врачебно-педагогических наблюдений применяется при необходимости оценить результаты тренировки за какой-то этап, например тренировочный сбор. Улучшение спортивных результатов к концу сбора иногда может быть достигнуто за счет перенапряже­ния одной из систем организма и даже общего снижения его функ­циональных возможностей. Врачебно-педагогические наблюдения помогают выяснить это. Они показывают, как изменялось функциональное состояние спортсмена после тренировочного сбора по сравнению с тем, что было до него. На основании этого может быть сделано заключение о нарастании уровня функционального состоя­ния, его стабилизации или снижении. Чтобы исключить влияние предшествующей физической деятельности на результаты наблю­дений, исследование должно проводиться после дня отдыха (жела­тельно, чтобы тренировки перед днем отдыха в начале и конце сбора также существенно не различались), утром, натощак. Перед исследованием спортсмен не должен делать зарядку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: