Рельсовые скрепления — важнейший элемент верхнего строения пути, в существенной степени определяющий надежность, параметры геометрии и пространственной жесткости рельсовой колеи, от чего зависят условия взаимодействия пути и подвижного состава, а также его стоимость при устройстве и затраты в течение жизненного цикла.
Промежуточные рельсовые скрепления предназначены для надежного соединения рельсов с подрельсовым основанием и обеспечения электроизоляции рельсовых нитей на участках с автоблокировкой и электротягой. При этом они должны уменьшать уровень вибраций, передающихся от рельсов на шпалы и далее на балласт и земляное полотно.
Они должны обеспечивать: стабильность ширины колеи; прижатие рельсов к основанию, исключающее отрыв и угон рельсов; наилучшие условия температурной работы рельсов; проведение регулировки положения рельсов по высоте и ширине колеи; замену скреплений без перерывов в движении поездов; механизированную сборку и содержание узлов скреплений; рациональную пространственную упругость и вибростойкость узлов скреплений; электроизоляцию рельсов от основания; экономическую эффективность конструкции верхнего строения пути.
Классификация
По назначению прикрепителей:
-раздельные, когда подкладка к шпале и рельс к подкладке прикрепляется различными прикрепителями
-нераздельные, когда и подкладка к шпале, и рельс к подкладке прикрепляются одними и теми же прикрепителям
По наличию подкладки:
-подкладочные
-бесподкладочные
По характеристикам прижимного элемента (клеммы):
-жесткие
-упругие пластинчатые
-упругие прутковые
По типу прикрепителей к шпале:
-болтовые
-анкерные
-шурупно-дюбельные