Рельсы служат для направления движения колес подвижного состава, восприятия и передачи нагрузки от подвижного состава на шпалы, для провождения сигнального и обратного тока на участках с автоблокировкой и электрической тягой.
Рельсы должны иметь ровную поверхность катания, исключающую повышение сопротивления движению, должны быть прочными, долговечными, твердыми и не хрупкими.
1) Головка рельса
2) Шейка рельса
3) Подошва
На железной дороге применяют рельсы Р75, Р65, Р50. Цифры означают примерную массу 1 м рельса в кг.
На главных путях в основном укладывают Р65, на особогрузонапряженных – Р75, на прочих – Р50.
Длина рельсов 25 м. На кривых участках пути укладывают укороченные рельсы на 80 и 160 мм по внутренней нити. Существуют рельсы 12,5 и укороченные по внутренней нити 12,46; 12,42; 12,38.
На рельсы наносят маркировку через каждые 2,5 – 3 м, которая указывает где и когда изготовлен рельс и его марка.