Для более эффективной подготовки к интерактивному занятию, студентам необходимо рассмотреть самостоятельно следующие вопросы:
1.Виды альтернативных способов разрешения споров.
2.Третейские суды как альтернативное средство для разрешения споров в гражданском обороте.
3.Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате Российской Федерации.
4.Медиация как способ урегулирования споров.
6.История развития института медиации.
Форма занятия – беседа/ пресс-конференция.
Цель введения активных/интерактивных – обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить, что альтернативная процедура урегулирования споров проходит с участием посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), также понять что эта процедура развивает содействие партнерских деловых отношений и формирует этику делового оборота, гармонизации социальных отношений. Также знать что, Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.
Форма /технология проведения занятия – При проведении занятия приглашается медиатор. Общение медиатора, преподавателя и студентов должно проходить в формате беседы, диалога или пресс-конференции.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы. По очереди каждый обучаемый должен присоединится к обсуждению проблемных вопросов по медиации, также понять отличия процедуры медиации от третейских судов. После того как все ответы записаны, студентами, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. По результатам пресс-конференции должны остаться только те отличия, которые признает и разделяет вся аудитория, а при невозможности полного согласия – большая часть аудитории аргументирует свои доводы.
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое оснащение:
Нормативные правовые акты
1.Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации"
2.Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
3.Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) "О международном коммерческом арбитраже" (вместе с "Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации", "Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации")
4.Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969
"О программе подготовки медиаторов"
5.Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 15.09.2011) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы"
Основная литература
1.Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в РФ. Курс лекций, М.:,Эксмо,2008.-271с.+1электорон. оптич. диск (CD).*
2.Лисицын В.В.Медиация – способ разрешения коммерческих споров. Краткий курс лекций. М.,2009.
3.Судебная власть и правосудие в Российской Федерации6 курс лекций /под редакцией В.В. Ершова.- М.: РАП,2011*.
Дополнительная литература
1.Долгополов О.Статья: Медиация как способ урегулирования споров. ("Кадровый вопрос", 2011, N 8; "Российский бухгалтер", 2011, N 10)
2.Карпенко А.медиация – понять,принять и применять // Вестник арбитражного суда г.Москвы.2008.№5
3.Комментарий к Федеральному закону О третейском судах в РФ»(постатейный)/ Отв.ред.А.Л.Маковский,Е.А.Суханов.М.,2003.
4.Лисицын В.В. Внесудебные разрешения коммерческих споров в России и США.
5.Ракитина Л.Н., Львова О.А. Медиация (посредничество) как урегулировать спор, не обращаясь в суд.,2008.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей
Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, нормативных правовых актов и иного материала, литературы, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных способностей студентов.
Время и место самостоятельной работы (аудитории института, библиотеки) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной «Суд, Правосудие Судебная система» следует начинать с изучения УМК, который содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам. Необходимо также вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе лекционных занятий или консультаций, затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном УМК.
Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела, включенных в него тем, а затем, полезно изучить выдержки из литературы: нормативно-правовые акты, работы ученых-юристов. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом.
При непосредственной подготовке к зачету рекомендуется тщательно изучить формулировку каждого вопроса, понять его сущность. В соответствии со смыслом вопроса, составить план ответа.
План ответа примерно должен включать в себя:
- основные понятия по теме вопроса и характерные черты соответствующего правового института;
- основы правового регулирования рассматриваемого вопроса;
- обзор истории развития рассматриваемого института и его регулирования в российском законодательстве;
- основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения;
- теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса;
- проблемы, противоречия и коллизии в правовом регулировании рассматриваемого правового института.
План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на источники, характерные цитаты. Отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе учебного сбора, вопросы, ответы на которые следует уточнить с помощью преподавателя.
При работе над каждым разделом курса студенты обязаны знать нормативный материал, учебную и специальную юридическую литературу.
Основой для изучения всех разделов курса является Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
Студенты должны использовать конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также учебную литературу. Это, прежде всего, учебники, учебные пособия по дисциплине «Суд, Правосудие, Судебная система» под редакцией В.В. Ершова и В.И. Анишина и др., а также комментарии к Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе» и иные источники, рекомендуемые настоящим УМК и преподавателями.
Кроме этого, в ходе изучения студенты должны знакомиться с монографическими работами, публикациями по вопросам судебной системы в журналах «Российский судья», «Российская юстиция», в Российской газете, а также следить за изменением действующего законодательства Российской Федерации. Законодательные и другие нормативные правовые акты публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации и Российской газете. Также рекомендуется работа со справочными правовыми системами «Консультант-Плюс» или «Гарант».
Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.