· Все равны перед законом и судом.
· Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, или религиозной принадлежности.
· Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».)
Равенство перед законом означает одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Закон вместе с тем предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ, воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.
Установлены изъятия из общих правил производства по уголовным делам для случаев, касающихся ответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работников, сотрудников Счетной палаты. В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этому поводу сказано следующее:
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания».
Изъятия, касающиеся депутатов и других названных лиц, не означают установления привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованности привлечения к ответственности с учетом общественной значимости положения, занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравне со всеми гражданами.