Настоящее общение

На алтаре моего уединённого жилища во Франции стоят изображения Будды и Иисуса, и каждый раз, когда я воскуриваю благовония, я прикасаюсь к каждому из них как к своему духовному предку. Я могу делать это благодаря своей связи с настоящими христианами. Когда вы соприкасаетесь с кем-то, кто доподлинно представляет традицию, вы не только соприкасаетесь с его или её традицией, вы соприкасаетесь и со своей традицией тоже. Это качество необходимо для диалога. Когда стороны хотят учиться друг у друга, диалог уже происходит просто в том, что они находятся вместе. Когда те, кто представляет духовную традицию, воплощают в себе её суть, просто то, как они ходят, сидят и улыбаются, говорит многое об этой традиции.

Действительно, иногда гораздо труднее вступить в диалог с людьми нашей собственной традиции, чем с представителями других традиций. Большинство из нас испытывали страдания от чувства, что их не правильно поняли или даже предали те, кто принадлежит к той же самой традиции. Однако, если братья и сестры одной традиции не могут понимать и общаться друг с другом, как могут они общаться с теми, кто не относится к их вере? Для того, чтобы диалог был плодотворным, мы должны глубоко переживать нашу собственную традицию и в тоже самое время с глубоким пониманием относится к другим. Через практику внимательного взгляда и внимательного слушания, мы становимся свободными и способными видеть красоту и ценность нашей собственной и других традиций.

Много лет назад, я понял, что лучше понимая свою собственную традицию, вы также развиваете уважение и понимание других. Давным-давно у меня была наивная мысль, король предубеждения, унаследованный от моих предков, о том, что из-за того, что Будда учил сорок пять лет, а Иисус только два или три года, Будда должен быть более совершенным учителем. Я думал так из-за того, что недостаточно хорошо знал учение Будды.

Однажды, когда Будде было тридцать восемь лет, он встретил короля Косалы Празеннаджита, Король сказал: “Почтенный, ты молод, но люди называют тебя Высоко Просветлённым. В нашей стране есть святые люди, которым по восемьдесят и девяносто лет, их почитают многие люди, но никто из них не претендует на то, чтобы быть высоко просветлённым. Как может такой молодой человек как ты заявлять об этом?”

Будда ответил: “Ваше превосходительство, просветление - это не дело возраста. Крошечная искорка огня обладает силой спалить целый город. Маленькая ядовитая змея может убить тебя в одно мгновение. У маленького принца есть возможность стать королём. И молодой монах обладает способностью стать просветлённым и изменить мир”. Мы можем узнать других, изучая себя.

Для того, чтобы диалог между представителями различных традиций был глубоким, мы должны знать и положительные, и отрицательные стороны нашей собственной традиции. Например, в буддизме существует раскол. Через сто лет после ухода Будды община его учеников разделилась на две части; через четыреста лет было уже двадцать школ; и с тех пор их стало ещё больше. К счастью, в большей степени это разделение не было таким болезненным, и сад буддизма сейчас заполнен множеством прекрасных цветов, каждая школа представляет свою попытку сохранить учение Будды живым в новых обстоятельствах жизни. Живые организмы должны меняться и расти. Уважая различия внутри вашей собственной церкви и видя, как эти различия обогащают друг друга, мы становимся более открытыми к тому, чтобы оценить по достоинству богатство и разнообразие других традиций.

В настоящем диалоге обе стороны хотят измениться. Мы должны ценить то, что истина может быть вовне, а не только изнутри, нашей собственной группы. Если мы не верим в это, попытки вести диалог будут пустой тратой времени. Если мы думаем, что обладаем монополией на истину, и по-прежнему пытаемся организовать диалог, то это не будет достоверно. Нам надо верить в то что, вступая в диалог с другими людьми, у нас появляется возможность измениться самим, стать глубже. Диалог -это не средство уподобления, когда одна сторона расширяется и смешивает другую со своим “я”. Диалог должен происходить на основе отсутствия я. Мы должны допускать что есть хорошего, прекрасного и значимого в других традициях, что может изменить нас.

Однако основной принцип меж конфессиональных диалогов в том, что прежде всего диалог должен начаться внутри себя. Наша способность создавать мир с другим человеком и его окружением очень зависит от нашей способности творить мир внутри себя. Если мы находимся в состоянии войны со своими родителями, своей семьёй, своим обществом или своей церковью, очевидно, что внутри нас также происходит война. Таким образом основная миротворческая работа заключается в том, что мы возвращаемся к себе и создаём гармонию среди наших внутренних элементов, таких как чувства, восприятие, состояние ума. Вот почему практика медитации, глубокого взгляда, так важна. Нам надо узнать и принять конфликтующие элементы, которые есть внутри нас, и их основные причины. На это понадобится время, но усилия вознаградятся. Когда внутри нас есть мир, становится возможным диалог с другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: