представляет собой объединение относительно самостоятельных государственных образований (республики, штаты и др.), именуемых субъектами федерации.
n На уровне федерации действует единая конституция, устанавливается единое гражданство, денежная система и др.
n Федеральное законодательство имеет приоритет перед региональным.
n Конституция закрепляет общие принципы распределения полномочий между центром и субъектами федерации.
n Субъекты не имеют индивидуального суверенитета и права одностороннего выхода из государства.
n Однако, они обладают собственной конституцией, а также формируют систему законодательных, исполнительных и судебных органов.
Особенности федеративного государства:
1) оно состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.
2) предполагается существование двух систем высших органов государственной власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации.
|
|
3) субъекты федерации могут иметь свою конституцию, систему законодательства, иногда – судебную систему (в России не допускается).
4) государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.
5) федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному.
Особенности бюджетной системы федеративного государства:
В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой:
n государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства),
n бюджеты членов федерации (штатов – в США, земель (ландов) – в ФРГ, провинций – в Канаде),
n местные бюджеты.
Каждый из бюджетов разрабатывается правительством соответствующего уровня и утверждается своим законодательным собранием.
Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Однако они, как правило, существуют и не изолировано друг от друга, между ними происходит перераспределение средств и формируются межбюджетные финансовые потоки (межбюджетные трансферты).
Для анализа экономической ситуации в стране и выработки общенациональной экономической политики составляется консолидированный бюджет, который представляет собой сумму бюджетов всех уровней. Консолидированный бюджет не является законом и выполняет в основном информационную функцию.