Дополнительная. Тема № 9: «Административно-правовой статус государственных

Фондовая лекция

Тема № 9: «Административно-правовой статус государственных

Служащих»

Подготовили:

Преподаватель кафедры административного права,

кандидат юридических наук,

ст. лейтенант милиции М.А. Толчинский

Доцент кафедры административного права,

кандидат юридических наук, доцент

подполковник милиции Н.В.Малахова

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«» __________2011 г., протокол №

МОСКВА 2011

План

1. Понятие государственного служащего.

2. Понятие, структура и содержание административно-правового статуса государственного служащего.

3. Классификация государственных служащих

4. Гарантии реализации административно-правового статуса гражданского государственного служащего.

Литература

Основная

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Ст. 32, 71, 97.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ред. 9.05.2005).

Закон г. Москвы от 26.01.2005 N 3 (ред. от 16.09.2009) "О государственной гражданской службе города Москвы".

Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов").


Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 (ред. от 21.07.2010) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению").

Указ Президента России от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.

Указ Президента России от 19 ноября 2002 г. «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005)».

Указ Президента России от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1164.

Указ Президента России от 15 мая 1997 г. «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2239.

Указ Президента России от 9 декабря 70,4068 унции. «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5764.

Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (ред. от 23.10.1998).

Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. «Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности глав администраций» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 7. Ст.385.

Дополнительная

Савин И.Г. Дисциплинарная ответственность государственных служащих "Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 8.

Кулешов Г.Н., Марьян А.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения статуса государственного служащего как субъекта административного права. "Административное и муниципальное право", 2010, N 7.

Демин А.А. Проблема правомерности действий государственного служащего при получении незаконного приказа руководителя."Административное право и процесс", 2010, N 4.

Касаева Т.В. Правовая культура государственных служащих как фактор повышения ответственности перед обществом. "Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 4.

Деменкова Н.Г., Игнатова М.С. К вопросу о законодательном закреплении понятий "государственный служащий" и "должностное лицо" (("Административное право и процесс", 2010, N 2.

Козбаненко В. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: Монография. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. Ин-т повышения квалификации гос. служащих, 2003. 155 с.

Груздев В. С. Правовой статус государственных служащих Российской Федерации и организационно-правовые основы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М.: Моск. ун-т МВД России, 2003. 24 с.

Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Часть III. Государственная должность и государственный служащий: проблемы правового статуса. М., 2002.

Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. N 1.

Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих: (Теоретико-административные аспекты). М., 2002.

Гришковец А.А. Правовое регулирование денежного содержания государственных служащих // Право и политика. 2001. № 3.

Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997.

1. Понятие государственного служащего

Полномочия государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, реализуются через деятельность государственных служащих, замещающих должности государственной службы, учреждаемые в этих государственных органах. Поэтому понятие государственный служащий неразрывно связано с понятием должность. При этом необходимо разграничивать такие понятия, как «учреждение должности» и «замещение должности». Учреждение должности — это порядок установления должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа. Замещение должности — это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс)[1] и прохождение государственной службы в соответствующей должности. В свою очередь именно замещаемая должность государственной службы определяет административно-правовой статус конкретного государственного служащего.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет систему и модель государственной службы по организационно-должностному критерию, устанавливая систему и виды должностей государственной службы.

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Они подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 9) устанавливает, что перечни: 1) должностей федеральной государственной гражданской службы; 2) типовых воинских должностей; 3) типовых должностей правоохранительной службы - утверждаются Президентом РФ и образуют реестр должностей федеральной государственной службы. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Оба указанных реестра (реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ) составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

В систему должностей государственной службы не входят государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), т.е. должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации устанавливает Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[2]. В нем содержится перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Выделяются, например, государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Федерального министра, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Председателя ЦИК РФ, председателя федерального суда, судьи федерального суда.

Деятельность лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется. Их правовой статус устанавливается специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации помимо государственных должностей и должностей государственной службы могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» в ст. 10 установлено, что

«1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета».

В свою очередь ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что «Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации».

Итак, понятие «государственный служащий» характеризуется следующими признаками.

во-первых, государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют равный доступ к государственной службе;

во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т.е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы;

в-третьих, государственный служащий, лицо, замещающее в установленном законом порядке должность государственной службы. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

В частности, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы;

в-четвертых, государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти, иных государственных органов, содержание которой определяют специальные федеральные законы. Специальные федеральные законы определяют содержание (цели, задачи и основные направления) деятельности служащего, его правовое положение (обязанности, права, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д.);

в-пятых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, которые соответствуют замещаемой должности в зависимости от группы. Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины;

в-шестых, государственный служащий получает денежное содержание (вознаграждение) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Совокупность перечисленных признаков позволяет сформулировать следующее определение. Государственным служащим является гражданин РФ, замещающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность государственной службы в структуре органа государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

2. Понятие, структура и содержание административно-правового
статуса государственного служащего

Государственный служащий России, как и всякий субъект права – гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых актов. Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектов государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение обязанностей. При этом следует различать, Во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия его по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей[3].

Таким образом, каждый государственный служащий имеет правовой статус, определенный нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание правового статуса государственного служащего в определенной степени раскрывается в п. 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», где указано, что «Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы».

В соответствии с процитированным положением закона перечисленные элементы правового положения (статуса) государственного служащего (независимо от того, является ли он федеральным или гражданским служащим субъекта Российской Федерации) устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. К этим элементам относятся: ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров. Таким образом, субъекты Российской Федерации лишены права по этим элементам правового статуса устанавливать собственные, в том числе дополнительные к федеральным, особенности правового статуса государственного гражданского служащего. Однако, в приведенном положении не дается исчерпывающего перечня элементов правового статуса государственного служащего.

В свою очередь, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в главе 3 регламентирует следующие элементы правового статуса гражданского служащего: основные права и основные обязанности; ограничения и запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению гражданского служащего; порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе; необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме того, в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что «Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В данный федеральном законе в качестве одного их элементов правового статуса выделяются свободы, гарантированные государством.

С учетом приведенных положений законодательства под административно–правовым статусом государственного служащего следует понимать определяемую замещаемой им должностью государственной службы совокупность обязанностей, ограничений и запретов, прав и свобод, ответственности служащего, включая правила служебного поведения, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, необходимость представления сведений о доходах, установленных административным законодательством и гарантированных государством.

В структуре правового статуса конкретного государственного служащего, можно выделить также следующие его элементы: общий, особенный, специальный и индивидуальный.

Общий элемент правового статуса государственного служащего установлен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами о видах государственной службы, т.е. обусловлен видом государственной службы.

Особенный элемент правового статуса государственного служащего отражает особенности его служебной деятельности, обусловленные местом государственного органа в системе государственной власти (с учетом закрепленной системы разделения властей, и уровней государственной власти).

В частности правовой статус федерального государственного служащего регламентируется нормами федерального законодательства о виде государственной службы, а правовой статус государственного гражданского служащего субъекта Российской Федрации состоит из двух частей (или из двух видов норм): 1) норм федерального закона о государственной гражданской службе; 2) норм закона о государственной гражданской службе соответствующего субъекта Российской Федерации, которые на основе федерального закона определяют статус государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Так, права и обязанности государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации. К примеру, статус государственных гражданских служащих города Москвы установлен Законом г. Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государствнной гражданской службе города Москвы»[4], а также квалификационные требования к должностным лицам, гарантии и компенсации, группы должностей, условия прекращения службы и другие нормы.

Специальный элемент правового статуса государственного служащего определяется правовым положением самого государственного органа с точки зрения его предметной специализации. Специальный элемент правового статуса – включает полномочия, специально предоставленные государственному служащему для выполнения задач и функций, возложенных на государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы.

Индивидуальный элемент правового статуса государственного служащего определяется должностной инструкцией по замещаемой должности государственной службы. Данный элемент правового статуса индивидуализирует положения общего, особенного и специального элементов правового статуса государственного служащего применительно к замещаемой штатной должности в конкретном государственном органе и отражается в должностном регламенте.

Статус государственного служащего последний приобретает с момента заключения служебного контракта и издания приказа (акта) о назначении на должность государственной службы, т.е. с момента юридического установления возможности реализации прав государственным служащим, применения к нему мер ответственности и пр. При проведении конкурса на замещение вакантной должности государственный служащий приобретает правовой статус с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа о назначении на должность государственной службы. В некоторых случаях возможны и иные сроки приобретения служащим правового статуса (например, с момента принятия присяги на верность государству).

Определяющим элементом, характеризующим содержание правового статуса государственного служащего, являются его обязанности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей.

Под обязанностями государственного служащего понимается установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами иными нормативными правовыми актами обязательства систематического осуществления служебных действий, определяющих в своей совокупности содержание профессиональной деятельности государственного служащего по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации.

Законодательство о государственной службе возлагает на государственных служащих обязанности, обусловленные видом государственной службы и должностным положением государственного служащего. Для более детального их уяснения данные обязанности можно дифференцировать на общеслужебные (основные), профессиональные и должностные.

Так, ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет 12 основных обязанностей, возлагаемых на государственного гражданского служащего. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Правовые акты, регулирующие деятельность отдельных государственных органов, возлагают на сотрудников этих органов иные обязанности – профессиональные. Так, например, согласно ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:

- оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;

- в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

Должностные обязанности государственных служащих определяются замещаемыми ими должностями, а поэтому специфичны по каждой должности. К примеру, в зависимости от категории (руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты) или группы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) замещаемой должности.

Под правами государственного служащего понимается установленные Конституцией России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и охраняемые государством возможности профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации.

В ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержится 18 прав, предоставленных государственному гражданскому служащему, необходимых для обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации.

Данные права принято дифференцировать на три группы:

1) права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;

2) права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, а также способствующие ее карьере.

К правам, обеспечивающим уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту относятся право на:

ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

защиту сведений о гражданском служащем;

членство в профессиональном союзе;

рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

проведение по его заявлению служебной проверки;

защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

К правам, способствующим непосредственному выполнению служебных обязанностей, относятся право на:

обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

К правам, содействующим усилению должностной активности государственного служащего, а также обеспечивающим социальные гарантии служащего, относятся право на:

должностной рост на конкурсной основе;

профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Ограничения и запреты для гражданского государственного служащего. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Под ограничениями для государственного служащего понимаются обусловленные Конституцией России, а также законодательством о государственной службе условия, ставящие государственного служащего в определенный правовой режим, выходить за пределы которого запрещено законодательством.

В ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения для государственного служащего, которые обусловлены спецификой государственной службы и имеющие своей конечной целью обеспечение ее эффективного функционирования. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, перечисленных выше, устанавливаются федеральными законами. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службы Российской Федерации», устанавливается указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

В случае если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливается указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. Установленные законом запреты направлены, прежде всего, на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы.

Кроме того Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[5] установлены общие правила служебного поведения государственных служащих, в отношении гражданского служащего такие требования установлены в ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Основная цель установления ограничений, запретов и требований к служебному поведению государственного служащего: обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов; установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих своими полномочиями; создать условия для независимой служебной деятельности; гарантировать соблюдение государственным служащим прав и свобод граждан.

Особенности статуса государственных служащих по сравнению с другими служащими и различными категориями работников, чья деятельность всецело регулируется нормами трудового законодательства, заключается в повышенной ответственности за соблюдение должностных обязанностей и служебную дисциплину. Юридическая ответственность, к которой могут привлекаться государственные служащие в зависимости от совершенных проступков или наказуемых деяний, также является неотъемлемым элементом их правового статуса[6]. Неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей, несоблюдение им установленных запретов, либо злоупотребление властными полномочиями может повлечь дисциплинарную или уголовную ответственность. При причинении имущественного вреда может наступить материальная или гражданско-правовая ответственность.

3. Классификация государственных служащих

Деление государственных служащих на виды обусловлено федеративным устройством РФ, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности и др.

В соответствии с принципом федерализма различаются:

1. федеральные государственные служащие, проходящие государственную службу на должностях, находящихся в ведении Российской Федерации;

2. государственные служащие субъектов РФ, проходящие государственную службу на должностях, находящихся в ведении субъектов РФ.

В свою очередь федеральных государственных служащих в зависимости от особенностей службы в государственных органах можно подразделить на:

1. государственных гражданских служащих;

2. государственные служащие, находящиеся на военной службе;

3. государственные служащие, находящиеся на службе в правоохранительных органах.

В соответствии с принципом разделения властей различаются:

1. государственные служащие органов законодательной власти;

2. государственные служащие органов исполнительной власти;

3. государственные служащие органов судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов государственной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, платы Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности различных категорий (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечить нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата.. В их системе занято более 85% государственных служащих.

Судебная власть, согласно ст.118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности государственной службы. Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функцй по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным зконом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов[7].

По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами.

В зависимости от направленности должностных полномочий выделяются государственные служащие, выполняющие внутриорганизационные функции и внешние.

В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

В зависимости от категорий, занимаемых должностей, государственные служащие делятся на:

1. руководителей;

2. помощников (советников);

3. специалистов;

4. обеспечивающих специалистов.

Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды: звания, классные чины, ранги.

4. Гарантии реализации административно–правового статуса гражданского государственного служащего

Недостаточно определить права и обязанности государственного служащего в законодательстве, необходимо обеспечить их реализацию с помощью гарантий, то есть дать возможность реального исполнения государственному служащему предоставленных ему прав и исполнения возложенных на него обязанностей. В этом и проявляется социальное назначение и сущность гарантий административно–правового статуса государственного служащего.

Гарантии административно–правого статуса государственного служащего по своему содержанию и характеру действия могут они могут быть подразделены на общие, организационные и специальные (юридические).

Общие гарантии административно–правового статуса государственного служащего могут выступать в качестве определенных экономических, политических, социальных условий, обеспечивающих возможность реализации прав и обязанностей государственным служащим Российской Федерации.

Экономические гарантии административно–правового статуса государственного служащего – это материальные условия для фактической реализации прав и исполнения возложенных обязанностей государственным служащим. Данные гарантии базируются на экономической системе нашего государства.

Систему политических гарантий административно–правового статуса государственного служащего составляют: основы конституционного строя, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, политическая система общества.

Говоря о социальных гарантиях административно–правового статуса государственных служащих в Российской Федерации, следует иметь в виду процесс проведения различных преобразований в социальной сфере: в области материальных условий жизнедеятельности, условий труда и быта государственного служащего. Подтверждением этому является закрепленное в Конституции России положение о том, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Организационные гарантии – это специально организационная деятельность государственных органов, которую они должны выполнять для обеспечения наиболее полного и всестороннего осуществления принадлежащих государственному служащему прав и исполнения возложенных на него обязанностей.

Под организационными гарантиями административно–правового статуса государственного служащего следует понимать специальную организационную деятельность государственных органов, которую они выполняют для обеспечения наиболее полного и всестороннего осуществления принадлежащих государственному служащему прав и исполнения возложенных на него обязанностей.Организационные гарантии административно–правового статуса государственного служащего могут проявляться в процессе:

– руководства вышестоящих органов управления деятельностью нижестоящими органами управления и их должностными лицами в целях соблюдения законности последними;

– посредством издания правовых актов управления, в частности, связанных с реализацией предоставленных государственным служащим прав и исполнения возложенных на них обязанностей;

– в процессе приема и рассмотрения вышестоящими органами управления и их должностными лицами заявлений и жалоб на незаконные действия и правовые акты органов управления и их должностных лиц;

– посредством применения мер дисциплинарного принуждения к должностным лицам, нарушившим права и законные интересы государственного служащего.

Специальные (юридические) гарантии – это правовые нормы, определяющие юридическими средствами конкретный порядок реализации защиты прав и обязанностей государственного служащего Российской Федерации. Юридические гарантии административно–правового статуса государственного служащего, являются производными от экономических и политических, социальных гарантий. Юридические гарантии административно–правового статуса государственного служащего разнообразны, тем не менее обладают общим свойством – все они закреплены в законах и подзаконных нормативных правовых актах, то есть в тех нормах, которые раскрывают и конкретизируют права и обязанности государственного служащего, а так же устанавливают порядок их реализации. Но непосредственными правовыми гарантиями административно–правового статуса государственного служащего являются лишь правовые нормы, которые определяют средства, при помощи которых достигается непосредственная реализация прав и исполнение обязанностей, защита прав и исполнение обязанностей, защита прав и восстановление нарушенных прав государственного служащего в случае нарушения.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» специальные (юридические) государственные гарантии на гражданской службе подразделяются на основные и дополнительные.

Основные государственные гарантии гражданских служащих закреплены в ст. 52 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих установлены ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;

4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

5) иные государственные гарантии.

В качестве иной государственной гарантии правомерности деятельности государственного гражданского служащего являются положения, закрепленные в ч. 2-4 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.


[1] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. С. 237.

[2] Российская газета. 1995. 17 янв.; СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5912; 1998. № 43. Ст. 5337.

[3] Административное право: Учебник /Под ред. Л.Л.Попова. – М.: Юристъ, 2002. С.204.

[4] Ведомости Московской городской Думы. 2005. № 3. Ст. 3.

[5]См.: СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.

[6] Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1. С. 13-24.

[7] Административное право: Учебник /Под ред. Л.Л.Попова. – М.: Юристъ, 2002. С.200.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: