Скороговорки

В русском фольклоре «соль» скороговорки в том, что сочетания некоторых звуков трудно произносятся, да еще при многократном повторении их в быстрой речи ошибочная замена одного звука другим создает комический эффект. Особенно часто происходит это со звуками р – л, с – ш, з – ж, ч – ц. При работе над скороговоркой прежде всего надо твердо помнить, ч т о ты говоришь, т. е. не терять логики в скороговорке.

В сочетаниях глухих согласных часто наблюдается исчезновение первого звука сочетания, и мы слышим: «Кёт кач кани на плаки Тане» вместо «Ткёт ткач ткани на платки Тане».

Скороговорка – это всегда забава, и работать над скороговоркой надо весело. В ней нет глубоких мыслей, как в пословице или поговорке, но в ней всегда есть материал для шутки. Поэтому скороговорка рассматривается не только как техническое упражнение, но и как материал, помогающий развитию фантазии актера, умению оценивать забавные ситуации и передавать их партнеру выразительно и ярко.

1. Короткие скороговорки можно и нужно повторять целиком несколько раз подряд, например: Либретто Риголетто (с задачей продать либретто).

2. В некоторых скороговорках для уточнения мысли можно переставлять порядок слов: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши; из-под простокваши дала сыворотку мамаша Ромаше; дала сыворотку из-под простокваши мамаша Ромаше (с задачей уточнить, чтò дала мамаша).

Совершенно необходимо при работе над скороговоркой избегать однотонного произнесения текста.

Выразительности и разнообразию интонаций помогает способность актера оценивать факты, уметь увлекать партнера. Поэтому любые паузы (не пустые, а заполненные внутренней речью), прием противопоставления и сравнения – дают возможность даже в таких маленьких текстах, как скороговорки, использовать выразительные средства голоса: силу и легкость, повышение и понижение голоса, смену темпа, диапазона голоса, – словом, все богатство человеческой речи.

Как и при любой работе над текстом, категорически запрещается «пробалтывать» скороговорки в пространство. В жизни у человека всегда есть товарищ для обмена мыслями, есть цель, задача, отношение и к тому, о чем говоришь, и к тому, кому и зачем говоришь. Так и в скороговорке всегда есть «материал» для диалога с партнером.

Если скороговорка осваивается с трудом, ее полезно тренировать сначала беззвучно и очень медленно, и только затем в более быстром темпе.

Занятия скороговоркой следует начинать с легких, постепенно прибавляя более трудные и сложные. Вводите в свою каждодневную «зарядку по технике речи» 10 – 12 скороговорок из предлагаемого запаса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: