Сонорные Р, Л, М, Н

ТРЕНИРОВКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Порядок гласных при тренировке соответствует таблице основных гласных звуков и таблице йотирован- ных гласных.

И, э, а, о, у, ы.

Е, я, ё, ю.

Упражнение 1. Беззвучное произнесение гласных (табл. 1 и 2) на «теплом выдохе», затем вслух.

«Теплый выдох» - это постепенное выдыхание воздуха теплой струей. Выдох производится замедленно, гласная как бы «тянется». Поднеся ладонь ко рту, можно ощутить это тепло. Перед беззвучным произнесением каждой гласной берется короткий вдох носом.

Вслух звуки всей таблицы произносятся слитно на одном дыхании.

Упражнение 2. произносить каждый звук обеих таблиц (кроме а) с гласным а сначала беззвучно, затем – вслух. При беззвучном произнесении, на «теплом выдохе», вдох производится после каждой пары гласных.

и-а, э-а, о-а, у-а, ы-а;

е-а, я-а, ё-а, ю-а.

Упражнение 3. Произносить перед каждым звуком гласный а.

а-и, а-э, а-о, а-у, а-ы;

а-е, а-я, а-ё, а-ю.

дальнейшая тренировка правильного произношения гласных звуков продолжается в сочетании с согласными: в упражнениях, словах, фразах, литературных текстах.

АРТИКУЛЯЦИЯ И ТРЕНИРОВКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ВЗРЫВНЫЕ Б – П, В – Ф, Д – Т, Г - К

Звуки б – п (м)

Звуки б – п губно-губные, образуются путем крепкого затвора обеих губ. Выдыхаемая струя воздуха прорывает это препятствие, получается характерный «взрыв». Поэтому эти согласные звуки называются взрывными. Звук б – звонкий, п - глухой

Упражнение 1. Произнесите б и п в сочетании с и, э, а, о, у, ы и с е, я, ё, ю: би-бэ-ба-бо-бу-бы, пи-пэ-па-по-пу-пы, бе-бя-бё-бю, пе-пя-пё-пю.

Упражнение 2. Проверьте четкость произношения конечных согласных:

бибибип, бэбэбэп, бабабап, бобобоп, бубубуп, быбыбып (конечные согласные п, т, к, ф часто «проглатываются» в речи, пропадают, и слова становятся непонятными).

Упражнение 3. Придумайте и произнесите несколько слов, оканчивающихся на п или б, например: сно п, стол б, ло б, сугро б, то п ь, дро б ь.

Двойные взрывные звуки б – п произносятся с бòльшим затвором, на месте смычки органов речи создается большее напряжение. Это мы можем ощутить по движению диафрагмы, которая подталкивает выдыхаемую струю воздуха к месту затвора и взрыв получается резче, сильнее. Очень внимательно прислушайтесь, зафиксируйте разницу в произношении одинарного согласного звука и рядом с ним – двойного.

В русском языке мы встречаем чаще двойные согласные б и п на стыке двух слов, произносимых слитно. В упражнениях для сравнения произношения одинарных и двойных согласных лучше делать ударение на первых слогах пùби – пùбби.

Упражнение 4. В следующих сочетаниях сравните произношение одинарных и двойных согласных.

Б – бб

пиби – пибби, пэбэ – пэббэ, паба – паба, побо – поббо, пубу – пуббу, пыбы – пыббы;

пебе – пеббе, пябя – пяббя, пёбё – пёббё, пюбю – пюббю.

П - пп

бипи – биппи, бэпэ – бэппэ, бапа – баппа, бопо – боппо, бупу – буппу, быпы – быппы;

бепе – беппе, бяпя – бяппя, бёпё – бёппё, бюпю – бюппю.

Упражнение 5. С равните звучание одинарного и двойного звука б и п в словах и словосочетаниях:

бэби – хобби, липа – хиппи.

Упражнение 6. Подберите сами слова и сочетания с удвоенными согласными и составьте из них фразы.

Звуки д – т (н)

Упражнение 1. Произнесите д и т в сочетании с основными гласными ди, дэ, да, до, ду, ды; с йотированными гласными де, дя, дё, дю. Обратите особое внимание на смягченные согласные дь и ть, так как при некрепком смыкании передней части языка с передними зубами образуется щель и к звукам ть и дь примешиваются мягкие сь и зь. Проследите, чтобы щель между зубами была закрыта языком, плотно прижатым к внутренней стороне передних зубов.

Упражнение 2. Проверьте четкость произношения конечных согласных, не «проглатывайте» их:

тидидит, тэдэдэт, тададат… и т. д.; тедедеть, тядядять, тёдёдёть, тюдюдють.

После упражнений полезно произнести вслух несколько слов, оканчивающихся на эти согласные: град, бред, торт, лететь, сидеть, честь, мать.

Упражнение 3. В следующих сочетаниях сравните произношение одинарных и двойных согласных:

Д - дд

тùди – тùдди, тэдэ – тэддэ, тàда – тàдда, тòдо – тòддо, тýду – тýдду, тыды – тыдды; тèде – тедде, тядя –

тяддя, тёдё – тёддё, тюдю – тюддю.

Т - тт

дити – дитти, дэтэ – дэттэ, дата – дата … и т. д.; затем с йотированными гласными.

Упражнение 4. Прочитайте вслух слова и словосочетания, в которых двойные согласные меняют смысл слов.

Д - дд

подать – поддать

поделка – подделка

подержать – поддержать

Адам – отдам

Т - тт

отереть – оттереть

потёк – подтёк

потащить – подтащить

потягивать - подтягивать

Упражнение 5. Прочитайте вслух фразы.

Поточить справа, подточить слева и деталь готова.

«Своё ребро отдам!» - вскричал Адам.

Эта поделка – хорошая подделка.

Потек под ток воды поток.

Хотели одёрнуть, а пришлось руку отдёрнуть.

Ему дали подержать игрушку, чтобы поддержать настроение.

Отдел готового платья одел всех в платья.

Упражнение 6. Подберите сами слова и слово сочетания, в которых удвоенные согласные меняют смысл слов и составьте фразы для тренировки.

Звуки г – к, х

Упражнение 1. Произнесите г и к с гласными:

ги-гэ-га-го-гу-гы, Ки-кэ-ка-ко-ку-кы;

ге-гя-гё-гю, ке-кя-кё-кю.

Упражнение 2. Проверьте четкость произношения конечных согласных г и к:

кигигик, кэгэгэк, кагагак, когогок, кугугук, кыгыгык.

Упражнение 3. Произнесите слова со звуком г и к:

кисть, Кент, ком, куль, кювет, кюре, кефир, кепка, Кёльн, Кызыл, Гюго, кромка, глина, Григорий, крик,

грог, пирог, грабли, проглядел.

Упражнение 4. Сравните произношение одинарных и двойных согласных в сочетаниях:

Г - гг

киги – кигги, кэгэ – кэггэ, кага – кагга, кого – кого, кугу – кугу, кыгы – кыггы.

К - кк

гики – гики, гэкэ – гэккэ, гака – гакка, гоко- гокко, гуку – гукку, гыкы – гыккы.

Упражнение 5. Произнесите слова и словосочетания, в которых двойной согласный звук меняет смысл слов:

Г - гг

Голове – к голове

Я горбатый – як горбатый

Гале – к Гале

К - кк

Кате – к Кате

К Асе – к кассе

Упражнение 6. Прочитайте вслух фразы:

Отнесу-ка я бак к Луше, чтобы не била баклуши.

«Я горбатый?!» - возмутился як горбатый.

Упражнение 7. Подберите слова и словосочетания с двойными к и г, составьте фразы и включите их в тренировку.

Звук х

Упражнение 1. Произнесите х в сочетании с и, э, а, о, у, ы и е (сочетания хя, хё, хю в русском языке не встречаются).

Упражнение 2. Произнесите следующие сочетания, подчеркивая первый и последний слог (это упражнение является, в свою очередь, хорошим упражнением для дыхания и голоса):

хùхихихихихихù, хэхэхэхэхэхэхэ, хàхахахахахахà и т. д.

Упражнение 3. Сравните в следующих сочетаниях произношение одинарного и двойного согласного.

Х - хх

кихи – киххи, кэхэ – кэххэ, каха – кахха, кохо – коххо, куху – кухху, кыхы – кыххы.

Упражнение 4. Придумайте слова и словосочетания с двойным х, произносимые слитно, например: дух хмельной, мох хороший и произнесите их вслух.

Упражнение 5. Произнесите следующие слова, сочетания слов и фразы с одним и двумя х.

Х- хх

их лев – их хлев

их мель – их хмель

их обод – их хобот

их рюшки – их хрюшки

дух ромовый – дух хромовый

мех уже – мех хуже

Шакал, сова, лев и медведь решили петь: хорош их хор – на всю тайгу их ор.

Упражнение 6. Подберите сочетания слов, смысл которых меняется от удвоенного согласного, и составьте фразы для тренировки.

Звуки в - ф

Упражнение 1. Произнесите в и ф в сочетании с гласными: ви, вэ, ва … и ве, вя, вё, вю.

Упражнение 2. Проверьте четкость произношения конечных согласных ф – фь, не «проглатывайте» их:

вививиф, вэвэвэф, вававаф …; вевевефь, вявявяфь, вёвёвёфь, вювювюфь.

Упражнение 3. Подберите и произнесите слова с твердым и мягким конечным в (например, ро в, кро вь).

Упражнение 4. Проверьте произношение одинарного и двойного в и ф в следующих сочетаниях:

В - вв

фиви – фивви, фэвэ – фэввэ, фава – фавва …

Ф - фф

вифи – виффи, вэфэ – вэффэ, вафа – ваффа …

При тренировке обратите внимание и зафиксируйте особенность произношения двойных в и ф – щелевые по своему характеру, они тянутся.

Упражнение 5. Произнесите словосочетания, в которых двойные согласные меняют смысл:

В - вв

Ване – в ванне

ведро – в ведро

водить – вводить

Ф - фф

фартуки – в фартуке

форточка – в форточке

физики – в физике

Упражнение 6. Прочитайте вслух следующий текст:

Приятно было Ване в ванне,

но сломался кран у ванны,

чтобы новый кран ввернуть,

мастера пришлось вернуть.

Долго кран пришлось винтить,

чтобы накрепко ввинтить.

Упражнение 7. Подберите слова или словосочетания, где удвоенный согласный звук в – ф меняет смысл, и составьте фразы для тренировки.

Упражнение 8. Прочитайте вслух слова:

вслушиваться, встречаться, впрямь, впрягать, всадить, вперед, впору, повстанец, ловкач, втулка, вшить, умывшись.

Звук в имеет особую «способность» исчезать в сочетании с другими глухими согласными. Часто слышится «сё», а не «фсё» (всё), «стреча», а не «фстреча» (встреча) и т. д.

Упражнение 9. Выпишите слова, где есть звуки в и ф в сочетании с глухими согласными, и включите их в свою тренировку.

Сочетания согласных б, п, в, ф, г, к, д, т

Произнесите сочетания нескольких согласных, сначала артикулируя каждый звук сочетания беззвучно, затем медленно произнося все упражнение вслух. Начинать тренировку надо в медленном темпе, без голосового напряжения, не «стучать каждым сочетанием на одной ноте и не тянуть гласные («не подвывать»). Когда сочетания согласных освоены, можно произносить их быстрее, но так же без напряжения, следя за тем, чтобы упражнение звучало естественно, разговорно.

Упражнение 10. Гбди, гбдэ, гбда, гбдо, гбду, гбды.

Упражнение 11. Кпти, кптэ, кпта …

Упражнение 12. Бдги, бдгэ, бдга …

Упражнение 13. Птки, пткэ, птка …

Упражнение 14. Вгди, вгдэ, вгда …

Упражнение 15. Фкти, фктиэ, фкта …

Упражнение 16. Вдги,вдгэ, вдга …

Упражнение 17. Фтки, фткэ, фтка …

Упражнение 18. Гбди – кпти, гбдэ – кптэ, гбда – кпта, гбдо – кпто, гбду – кпту, гбды – кпты.

Упражнение 19. Бдги - птки, бдгэ - пткэ, бдга - птка …

Упражнение 20. Вгди - фкти, вгдэ - фктэ, вгда - фкта …

Упражнение 21 Вдги - фтки,вдгэ - фткэ, вдга - фтка …

Произнесите: к пташке, к птице, к птичнику, в ктиторской, об ткацкий станок, к бдительности.

Сонорные Р, Л, М, Н

Сонорными эти согласные называются потому, что они обладают большей звучностью, а также способностью, присущей гласным, – изменяться по силе и высоте (эти качества свойственны еще звонким щелевым звукам ж, з, в).

Звук р

Упражнение 1. Произнесите р в сочетании с гласными:

ри-рэ-ра-ро-ру-ры;

ре-ря-рё-рю.

Упражнение 2. Проверьте произношение конечной согласной, подчеркните звук р (мягкий или твердый), продлив вибрацию:

риририририррр, рэрэрэрэрэррр, рарарарараррр, роророророррр, руруруруруррр, рырырырырыррр,

реререререрррь, рярярярярярррь, рёрёрёрёрёрррь, рюрюрюрюрюрррь.

Упражнение 3. Произнесите слова:

драка, трап, друг, драма, выдра, бомбардир, тореро, секретарь, вратарь, Грабарь, корь, крен, грех, тризна, требование, тряпка, труба, трон, время, прямо, ряска, рея, рывок, рюш, рябь, ряд, гриб, Рюрик, трактор, рык.

Упражнение 4. Сравните произношение одинарного и двойного р в следующих сочетаниях и словах:

Р - рр

рири-рирри, рэрэ-рэррэ, рара- рарра, роро- рорро, руру-рурру, рыры-рырры;

рере- рерре, ряря-рярря, рёрё-рёррё, рюрю-рюррю

мира – мирра

коридор – коррида

Лир - Пирр

Звук л

Упражнение 1. Произнесите л в сочетании с гласными: ли-лэ-ла-ло-лу-лы; ле-ля-лё-лю.

Упражнение 2. Проверьте произношение твердой и мягкой конечной согласной, удвоив (протянув) ее: лилилилл, лэлэлэлл, лалалалл…

лелелелль, лялялялль, лёлёлёлль, люлюлюлль.

Упражнение 3. Произнесите слова: Лель, повитель, колокола, карусель, рояль, канитель, Лола, Колыма, локальный, Лилиан, Лондон, Ладога.

Подберите сами слова, в которых л будет в начале, в середине и в конце слова.

Упражнение 4. Сравните произношение одинарного и двойного звука:

Л – лл

лили – лили, лэлэ – лэллэ, лала – лала …

леле – лелле, ляля – лялля, леле – лёллё, люлю – люллю.

Упражнение 5. Произнесите слова и сочетания слов с двойными согласными л – твердыми и мягкими:

аллегри, гулливый, Лукуллов пир, иль лето,

пыль летит, кол ломают, два бала – два балла.

Звук м

Упражнение 1. Произнесите м с гласными: ми-мэ-ма-мо-му-мы; ме-мя-мё-мю.

Упражнение 2. Проверьте произношение конечной согласной, удвоив (протянув) ее:

мимимимм, мэмэмэмм, мамамамм …

мемемеммь, мямямяммь, мёмёмёммь, мюмюмюммь.

Упражнение 3. Произнесите слова:

паром, мрамор, мадам, мармелад, ум, грамм, мама, мамонт, монография, мирный, мимика, месиво, мемуары, мяукать, мять.

Упражнение 4. Сравните произношение долгого (двойного) звука с одинарным в сочетаниях:

М – мм

мими – мимми, мэмэ – мэммэ, мама – мама …

меме – мемме, мямя – мяммя, мёмё – мёммё, мюмю – мюммю.

Упражнение 5. Произнесите слова и сочетания слов с двумя м (сравните произношение одинарного и двойного м): гамма, зуммер, за министра – зам. министра, нам мазать – намазать, дом маленький, гром мощный.

Звук н

Упражнение 1. Произнесите н в сочетании с гласными: ни-нэ-на-но-ну-ны; не-ня-нё-ню.

Упражнение 2. Проверьте произношение конечной согласной, удвоив (продлив) ее:

нинининн, нэнэнэнн, нанананн …

ненененнь, няняняннь, нёнёнённь, нюнюнюннь.

Упражнение 3. Произнесите слова:

план, канон, гòмон, сон, Нинон, ремень, корень, парень, осень, нанаец, изнанка, ненастье, неон, нейлон, ноктюрн, нынче, нюанс.

Упражнение 4. Сравните произношение одинарного и двойного звука:

Н – нн

нини – нинни, нэнэ – нэннэ, нана – нанна …

нене – ненне, няня – няня, нёнё – нённё, нюню – нюню.

Упражнение 5. Произнесите слова и словосочетания: спиной – спинной, ранее – раннее, бона – бонна, Ване – в ванне, Жанна, донник, необыкновенный.

Сочетания согласных р, л, м, н

Упражнение 1. Рли, рлэ, рла, рло, рлу, рлы; рле, рля, рлё, рлю.

Упражнение 2. Лри, лрэ, лра …; лре, лря, лрё, лрю.

Упражнение 3. Рли – лри, рлэ – лрэ, рла – лра … Упражнение 4. Лри – рли, лрэ – рлэ, лра – рла …

Упражнение 5. Мли, млэ, мла, мло, млу, млы; мле, мля, млё, млю.

Упражнение 6. Лми, лмэ, лма …; лме, лмя, лмё, лмю

Упражнение 7. Мли – лми, млэ – лмэ, мла – лма …

Упражнение 8. Лми – мли, лмэ – млэ, лма – мла …

Упражнение 9. Мни, мнэ, мна …; мне, мня, мнё, мню.

Упражнение 10. Нми, нмэ, нма …; нме, нмя, нмё, нмю.

Упражнение 11. Мни – нми, мнэ – нмэ, мна – нма …

Упражнение 12. Три, трэ, тра …; тре, тря, трё, трю.

Упражнение 13. Дри, дрэ, дра …; дре, дря, дрё, дрю.

Упражнение 14. Три – дри, трэ – дрэ, тра – дра …

Упражнение 15. Штри, штрэ, штра …; штре, штря, штрё, штрю.

Упражнение 16. Ждри, ждрэ, ждра …; ждре, ждря, ждрё, ждрю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: