Проводник девятка

Вяжется, как и узел проводника, но, сложенным вдвое ходовым концом делается дополнительный шлаг (не путать с жилковой петлёй). При изучении нужно заострить внимание на различии в вязке этих двух узлов, тогда будет легче усвоить вязку самих узлов.

Рис. 13.

Проводник девятка применяется довольно редко. Этот узел несколько меньше, чем проводник восьмёрка ослабляет верёвку, но уступает ей по удобству завязывания, расходу ве­рёвки и размерам. Проводник восьмёрка и девятка - лучшие с точки зрения надёжности и к тому же не требуют обязательный страховочных узлов.

Булинь /к опоре/

(беседочный узел, «король узлов»)

Не путать с вспомогательным узлом «булинь», применяет мым для связывания двух верёвок ходовыми концами без применения петель.

Рис. 14 А.

Обязательно вяжется страховочный узел.

Это один из самых универсальных и самых надёжных уз­лов. Второе название узла - беседочный. Название беседочный узел не происходит от глагола «беседовать» или от существи­тельного «беседка». По морской терминологии название этого узла произошло от беседки, но не от обычной, а от морской беседки которая представляет собой небольшую деревянную доску-платформу, служащую для подъёма человека на мачту или опускания за борт судна при различных работах. Эта доска с помощью верёвок (на морском языке - тросов) крепится к подъёмной верёвке (тросу) особым узлом, который и получил назва­ние беседочного узла.

Первое название - «булинь» произошло от английского термина, обозначающего снасть, которой оттягивают наветрен­ную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом (The Bowline Knot) или просто булинем.

Ча этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Дей­ствительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с ве­рёвками и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых уди­вительных узлов. Археологи свидетельствуют, что беседоччый т (булинь) был известен древним египтянам и финикийцам за О лет до нашей эры. В английской морской технической ли-атуре его часто именуют «королём узлов» (King of Knots), leico не каждый узел может сравниться с ним в количестве южительных свойств, которыми он обладает: удивительно •сто вяжется, даже при сильном натяжении верёвки, никогда затягивается «намертво», не портит верёвку, никогда не льзит вдоль верёвки, сам не развязывается, но его легко раз-ать, когда это нужно.

Основное назначение узла - это обвязка человека верёвкой, как средства страховки при подъёме на высоту, при работе на высоте. Завязанная этим узлом, петля на швартове (для туристов-водников) надёжно служит вместо огона (огон - кольцо из или стального троса, сделанное на конце или в середине этой веревки, или троса). Этот узел с успехом можно применять для связывания верёвок, изготовленных из различного материала (в этом случае верёвки соединяются незатягивающимися петлями, а узлы вяжутся на своих коренных концах). Из всех способов связывания 2-х верёвок из различного материала соединение с помощью двух беседочных узлов (узлов булинь) петлями будет самым надёжным.

Рис. 14 Б.

Кроме того, из этого узла (узла булинь) можно сделать на­дёжную затягивающуюся петлю. Булинь также можно без опа­сения применять для временного укорачивания верёвки или в случае, когда требуется исключить износившийся участок ве­рёвки из работы, связать узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю.

Рис. 14 В.

Существует много способов вязки узла булинь. Предлагаю два самых рациональных и наиболее простых способа. Один из способов уже изображён. Рассмотрим систему вязки узла бу­линь к опоре.

Рис. 14 Г.

Ходовым концом верёвки делают обнос опоры (обхваты­вают дерево, камень или грудь человека, если булинь использу­ется для грудной обвязки). После этого на ходовом конце, в той части верёвки, которая имеет продолжение от опоры к корен­ному концу, делаем сначала калышку (закрытую петлю), затем ниже - открытую петлю, которую пропускаем в калышку («пет­ля в петле»). Теперь ходовой конец, после обноса опоры, про­пускается в эту открытую петлю до полного обхвата опоры, пе­регибается на 180 градусов и удерживается одной (левой) рукой в этом положении. Другой рукой (правой) сильно тянем за ко­ренной конец. При этом следим, чтобы петля ходового конца, сложенного вдвое, осталась в узле. Затягиваем узел булинь и вяжем ходовым концом страховочный узел (смотри рисунок).

В жизни всегда может пригодиться умение быстро завя­зать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь де­лать одной рукой одним непрерывным движением кисти в тем­ноте за 2-4 секунды. Научиться этому легко. Коренной конец веревки берём в левую руку, правой рукой ходовой конец обно­сим сзади себя (вокруг своей талии).

Рис. 14 Д.

Левой рукой делаем на коренном конце петлю, а затем, с помощью правой руки делаем из неё калышку (закручивая пет­лю на себя). Потренировавшись, можно добиться того, что этот приём будет получаться при использовании только одной руки.

Ходовой конец правой рукой продеваем следующим обра­зом: (см. рис.14 Е) и вяжем страховочный узел. Удерживая пра­вой рукой сложенный вдвое ходовой конец, левой - сильно тя­нем за коренной конец от себя до полного затягивания узла.

Как уже отмечалось выше, нужно постоянно следить за тем, чтобы петля ходового конца осталась в узле.

Рис.14Е.

Завязанный узел:

Рис. 14 Ж.

Проделав упражнение несколько раз подряд, можно нау­читься вязать узел булинь на себе в темноте или с закрытыми глазами.

Сейчас туристы в походах и на соревнованиях по турист­ской технике пользуются сшитыми страховочными системами. Но в жизни возможны ситуации, когда от умения вязать стра­ховочную систему из верёвки зависит жизнь. Как вязать такую страховочную систему9 Туристы её часто называют «обвязкой» Мы уже рассмотрели, как вязать булинь для закрепления верёв­ки вокруг талии. Если ходовой конец после вязки булиня пере­кинуть через одно плечо, сделать за спиной обнос верёвки неза тягивающейся петли на поясе, затем вернуть через другое плечо вперёд и связать булинем или шкотовым узлом ходовой конец с петлёй на поясе, то мы достигнем желаемого.

Рис.14 З.

В книге «Школа альпинизма» рекомендуется следующая система (см. рис. 14 И)

Это страховочная система более надёжна и безопасна, по­этому предпочтительней.

Для того чтобы развязать булинь (беседочный узел), дос­таточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослаб­ленной коренной части верёвки.

Рис. 14 И.

Рис. 14 К.

Рис. 14 К.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: