Разрывное усилие вспомогательной веревки (репшнура) при статической нагрузке

Диаметр, мм Усилие, кгс
   
   
   
   
   

Факторы, ослабляющие веревку.

1. Узлы снижают прочность веревки на 30-40% в зависимости от ее толщины и конструкции узла.

2. Намокание веревки снижает ее способность гасить рывок. Прочность на разрыв мокрой веревки снижается на 30-40%.

3. Низкая температура воздуха (-30 С и ниже) снижает прочность веревки примерно на 40%.

4. Можно допустить, что прочность веревки снижается в результате длительного хранения и воздействия солнечной радиации.

5. Первоначальная прочность веревки после воздействия на нее экстремальных факторов и возвращения в нормальные условия полностью не восстанавливается.

УЗЛЫ.

Одним из основных условий безаварийной работы спасателей при использовании альпинистской веревки, является умение применять различные узлы. Каждый спасатель должен знать и в совершенстве владеть навыками завязывания (вязки) узлов. Эти навыки вырабатываются в процессе обучения и постоянных тренировок.

Использование альпинистской веревки при проведении ПСР невозможно без применения различных узлов. Узлом называется место соединения веревок, лент, нитей, место образования петель и соединения веревок с различными предметами.

Следует знать, что любой узел, кроме схватывающего, снижает прочность веревки в точке его расположения. За счет этого теряется около 40% средней прочности в узле «стремя» и примерно 25% в булине и восьмерке. Прочность веревки на канте, то есть перегибе под острым углом (например, на карабине), примерно на 30% ниже статической прочности.

Влияние конструкции узла на прочность веревки, в %

Наименование узла Диаметр веревки, мм
         
Прочность веревки, в %
Узла нет          
Узел УИАА          
Петля булиня          
Петля проводника          
Ткацкий          
Стремя          

Узлы, применяемые в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, в своей основе имеют морские узлы. Из всех морских узлов, а их около четырех тысяч, обычно используются те, которые в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися. Эти узлы применяются на различных этапах проведения ПСР в горах.

Узлы, используемые при передвижении в горах, подразделяются на 3 группы:

- узлы для самостраховки (узлы обвязки, узлы схватывающие, проводника, булинь и т.д.);

- основные (применяются для связывания веревок);

- специальные (вспомогательные).

На практике знание узлов очень важно, так как неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагическим последствиям. В связи с тем, что зачастую приходится завязывать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, на маленькой площадке на скалах или льду), спасатель должен уметь делать это автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому завязке узлов следует уделять большое внимание и время, овладеть ею можно только в процессе постоянных тренировок.

Неподвижный конец (тот вокруг которого завязывают) называют коренным концом, а движущийся в процессе вязки (тот, который завязывают) называют рабочим концом. Концы которые можно нагружать называют грузовыми концами.

В настоящее время известно и описано большое количество узлов. Они отличаются по способу вязки, назначению, прочности. В практике ПСР используются в основном следующие узлы.

Узел встречный.

Применяется для завязывания плоских лент. На одной ленте завязывают обычный контрольный узел, затем концом другой ленты прослеживают ему навстречу, после чего расправляют и затягивают узел. Встречный узел на встречных лентах не требует контрольных узлов, так как трение в нем велико. На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: