Квотирование/Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

· экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале
90-х гг.);

· импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Например, США накладывали квоту в 5,7 млн. л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кгна импорт мороженого из Нидерландов, в 3,4 млн. кгна импорт швейцарского сыра из Швейцарии.

По охвату квоты делятся на:

· глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется, или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара. Примером глобальной квоты является экспорт Россией 40 млн. тнефти в 1993 году для государственных нужд. Направление экспорта, то есть страны-импортера, при этом не устанавливается;

· индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Примером индивидуальной квоты является квота в 21,6 млн. кгна импорт США пшеницы из Канады. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены. Различия импортного тарифа и импортной квоты суммированы в таблице 4.1.

Пример 4.1. В России в начале 90-х гг. в условиях больших различий внутренних и мировых цен на сырье активно использовались экспортные квоты. Импортные квоты практически не использовались, поскольку внутренний рынок испытывал нехватку практически всех товаров. Например, в 1993 г. применялись следующие экспортные квоты: экспорта для государственных нужд, квоты предприятий, региональные квоты и квоты для аукционной продажи. В рамках установленных правительством квот осуществлялся экспорт рыбы, нефти, газа, металла, серы, апатита, аммиака, каучука, древесины, удобрений, целлюлозы и ряда других сырьевых товаров. В 1994 г. список квотируемых товаров был значительно сужен. В него входили только нефть и продукты ее переработки, природный газ, электроэнергия, цветные металлы, целлюлоза, пшеница, семена сои, спирт этиловый и рыба. Главным типом квоты являлись так называемые поставки товаров для государственных нужд. Так, в 1994 г. российское правительство установило следующие объемы продажи на экспорт товаров для федеральных государственных нужд: нефть и газовый конденсат – 25 млн. т, природный газ – 55,6 млрд. куб. м, электроэнергия – 2,5 млрд. кВт/ч, медь рафинированная – 60 тыс. /и, алюминий необработанный – 350 тыс. т, целлюлоза товарная – 90 тыс. т и пр. Экспортеры закупали эти товары по контролируемым внутренним ценам и продавали за рубеж по мировым ценам, причем их экспорт был освобожден от экспортных пошлин. Доход от их экспорта полностью поступал в государственный бюджет и использовался на покрытие обязательств России по внешним долгам. С 1 июля 1994 г. квотирование поставок товаров на экспорт было отменено, а с 1 марта 1995 г. квоты для государственных нужд были также ликвидированы.



Таблица 4.1

Импортный тариф и импортная квота

  Импортный тариф Импортная квота
Эффект дохода заключается в: - перераспределении дохода от потребителей в бюджет - перераспределении дохода от потребителей к импортирующим организациям
Рост внутреннего спроса на товар - приводит к увеличению его импорта - приводит к повышению его внутренней цены
Требование административного регулирования - достаточно существующих таможенных пунктов - требуется создания громоздкой системы распределения лицензий
Ограничительный эффект - зависит от колебания импортных цен - точно ограничивает импорт желаемым количеством

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: