Торговая политика и участие страны в международных экономических отношениях

Понятие «торговая политика» в основном связано с международным разделением труда. В то же время торговля товарами и услугами в современных условиях часто не может быть отделена от операций в области международного обмена факторами производства. Поэтому торговая политика неизбежно затрагивает весь комплекс внешнеэкономических связей страны. Особенно тесно эта связь проявляется в области торговли услугами (например, поставка услуг посредством коммерческого присутствия предполагает создание филиалов или иных коммерческих представительств поставщика услуг за рубежом).

Кроме того, торговля товарами определяет состояние торгового баланса, торговля услугами – баланса по «невидимым» операциям, которые вместе составляют основу баланса по текущим операциям в рамках платежного баланса. Поэтому все меры по регулированию торговли товарами или услугами могут существенно влиять на состояние платежного баланса и положение национальной валюты. Таким образом, меры в области регулирования торговли товарами могут быть взаимосвязаны с валютной политикой, которая в свою очередь является важнейшим элементом макроэкономической политики.

Меры регулирования направлены на то, чтобы создать наиболее благоприятные условия для успешного и эффективного включения экономики страны в систему международных экономических отношений, т.е. для ее участия в международном разделении труда и факторов производства.

Участие страны в международном разделении труда и факторов производства, как правило, имеет два аспекта.

С одной стороны, это – возможность существенно повысить эффективность экономики и использования ресурсов, добиться дополнительного роста производства и доходов за счет активизации международного обмена товарами в материально-вещественной форме, услугами и факторами производства. При благоприятных условиях положительный эффект тем больше, чем активнее страна участвует в международном обмене, т.е. чем больше степень открытости внутреннего рынка и чем успешнее действуют ее предприятия на зарубежных рынках.

С другой стороны, чем значительнее масштабы участия страны в международном движении товаров, услуг, капиталов, технологии, тем острее иностранная конкуренция на внутреннем и внешнем рынках. Создание открытой экономики и экспансия на внешних рынках невозможны без обострения борьбы с иностранными конкурентами.

Участие страны в международной торговле всегда связано с выбором между повышением эффективности и динамичности экономики в условиях более острой иностранной конкуренции или искусственным смягчением иностранной конкуренции ценой снижения эффективности производства и использования ресурсов, формирования менее оптимальной структуры экономики.

Рациональное применение инструментов торговой политики как раз и призвано расширить допустимые границы такого выбора. Благодаря использованию инструментов торговой политики появляется возможность ослабления наиболее негативных последствий обострения конкуренции, устранения искажений конкурентной среды. Это способствует, в свою очередь, появлению более широких и разнообразных возможностей для реализации преимуществ, получаемых в результате участия страны в международном разделении труда и факторов производства, и соответственно использования выгод от участия в международной торговле.

Сбалансированное применение средств торговой политики позволяет повышать степень открытости экономики страны при уменьшении негативных последствий неизбежного обострения иностранной конкуренции.

При этом решаются две задачи:

· во-первых, направление воздействия на экономику страны внешних факторов, которые связаны с международным обменом товарами и факторами производства, в наиболее благоприятное русло;

· во-вторых, создание наиболее благоприятных условий для деятельности отечественных предприятий на зарубежных рынках, т.е. для доступа товаров и услуг, а если нужно, то и капиталов, и продуктов творческой деятельности (изобретений и технологических секретов, товарных знаков, литературных произведений, аудиовизуальных материалов и т.п.), и рабочей силы на иностранные рынки.

Решение первой задачи связано в первую очередь с вмешательством государства в процесс конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. При этом основным средством воздействия на этот процесс со стороны государства являются меры по регулированию доступа иностранных товаров, услуг, капиталов и других факторов производства на внутренний рынок в виде торговых ограничений.

Решение же второй задачи связано с созданием условий для конкуренции национальных товаров и предпринимателей на зарубежных рынках. Препятствовать доступу товаров на зарубежные рынки могут в первую очередь меры регулирования иностранных государств, особенно если они носят дискриминационный характер. Поэтому в таких случаях в основном стараются добиться ослабления различного рода ограничений (либерализации торговли) посредством взаимных уступок, различных договоренностей, а также применения или угрозы применения ответных ограничительных мер.

Решения этих двух задач всегда взаимосвязаны. Осуществление национальной торговой политики наталкивается на противодействие государств, которые выступают как торговые партнеры и отстаивают экономические интересы своих предприятий и экономики в целом. Конкуренция хозяйствующих субъектов (институциональных единиц) различных стран проявляется в конфликте политики этих государств. Этот конфликт может развиваться в трех направлениях:

· ограничение доступа иностранных товаров, услуг, капиталов и т.д. на внутренний рынок;

· усилия по ослаблению торговых и иных ограничений в международных экономических отношениях на основе взаимных уступок и договоренностей государств;

· возникновение международных торговых конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: