Опыт вступления в ВТО стран с переходной экономикой

Факты свидетельствуют, что страны, которые были членами ГАТТ уже в момент образования ВТО в 1995 г. (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Словения), находятся в более выгодном положении по сравнению со странами, вступившими позже (Болгария, Эстония, Латвия, Грузия, Киргизия) или ведущими переговоры о вступлении.

Страны, не входившие в 1995 г. в ВТО, добиваются присоединения к данной организации на индивидуальных для каждой страны условиях. Новые члены вступают в ВТО на условиях, согласуемых со странами, уже входящими в ВТО, что дает возможность как странам-претендентам, так и членам ВТО добиваться друг от друга особых обязательств.

Рассмотрим уроки присоединения к ВТО, в частности, на примере требований в аграрном секторе. В рамках ВТО было подписано специальное Соглашение по сельскому хозяйству, которое охватывает вопросы: 1) внутренней государственной поддержки сельскохозяйственных производителей; 2) сокращения экспортных субсидий; 3) сокращения уровня внутренних импортных тарифов.

Меры внутренней поддержки подразделяются на:

1) меры «голубой корзины», которые предполагают выплаты за сокращение объемов производства;

2) меры «зеленой корзины», включающие затраты на развитие сельскохозяйственного консалтинга, на страхование урожаев, улучшение пенсионного обеспечения и др.;

3) меры «специального и дифференцированного режимов», предполагающие для развивающихся стран инвестиционные субсидии и частичную компенсацию затрат при покупке материально-технических средств;

4) меры «желтой корзины», выражаемые количественно в показателе совокупной меры поддержки (СМП). Данная группа включает все остальные виды поддержки аграрного производства, в том числе доход, не полученный правительством в результате применения налоговых льгот, кредитных субсидий, списания задолженности сельскохозяйственных предприятий и др.

Очевидно, что последняя группа мер, в отличие от первых трех, нарушает нормальные условия конкуренции на мировом аграрном рынке. Три первые группы мер не подлежат обязательному сокращению, меры «желтой корзины» должны быть сокращены, если СМП превышает 5% стоимости валовой продукции сельского хозяйства для развитых стран и 10% – для развивающихся стран.

Важными уроками для стран-претендентов в ВТО в области обязательств в аграрном секторе являются:

v Верный выбор базы и валюты при подсчете совокупной меры поддержки.

Для участников Уругвайского раунда для расчета СМП в качестве базового был определен период 1986–1988 гг., который был взят в том числе и странами Центральной и Восточной Европы, что было смелым шагом для этих стран, поскольку в то время у них не было действующего рыночного механизма. В результате Польше, Чехии, Словакии удалось добиться значительной поддержки сельского хозяйства (в Польше – 4 млрд. долл. США, в Чехии – 434 млн. долл. США в 1995 г.).

В данном вопросе необходимо учитывать девальвацию национальной валюты относительно доллара и следовать примеру Польши и Латвии, которые взяли на себя обязательства, рассчитанные, соответственно, в долларах США и СДР.

За 1995–1998 гг. польский злотый обесценился на 50%. На практике это свело на нет обязательство по 20%-ному снижению СМП, если рассматривать его в национальной валюте. Напротив, Венгрия взяла обязательства по внутренней поддержке в национальной валюте. За 1995–1998 гг. венгерский форинт обесценился относительно доллара на 60%. В результате 20%-ное сокращение СМП для Венгрии в долларовом эквиваленте оказалось значительно выше, учитывая девальвацию форинта относительно доллара. Это вызвало серьезные проблемы с экспортными субсидиями.

v Принятие обоснованных обязательств по экспортным субсидиям.

Изо всех членов ВТО только 25 государств связаны обязательствами по экспортным субсидиям, позволяющими их законное использование до определенного срока.

Не субсидировать аграрный экспорт согласились Грузия, Киргизия, Эстония. Китай заявил, что после вступления в ВТО не будет применять экспортные субсидии для сельскохозяйственной продукции. Однако некоторые страны, взявшие обязательства не использовать экспортные субсидии, хотят к ним вернуться. Так, Латвия во время переговоров по присоединению дала понять, что намеревается в будущем увеличить инвестиции в сельскохозяйственные программы. Венгрия оказалась не в состоянии выполнить обязательства перед ВТО. В связи с девальвацией национальной валюты венгерское правительство встало перед необходимостью снижения на 96% бюджетных расходов на экспортные субсидии, что грозило подрывом аграрного сектора. В результате длительных и трудных переговоров Венгрии с членами ВТО срок выполнения обязательств страны по сокращению экспортных субсидий был продлен до 31 декабря 2001г.

v Тщательный расчет импортных тарифов и их согласование. Основные меры, которые следует предпринимать в данном вопросе, – повышение тарифных ставок до связанных уровней. Особенно это должны учитывать страны с переходной экономикой, ведущие переговоры о присоединении к ЕС: различие в связанных тарифах по конкретным продуктам между ними и странами ЕС может препятствовать их вступлению в союз.

В то же время в области тарифных уступок очевидно большое различие между основателями ВТО и ее новыми участниками. Участники ВТО имеют возможность воспрепятствовать любому окончательному решению, которое не соответствует их долгосрочным интересам. В результате уступки стран-претендентов могут быть гораздо более значительными, чем уступки, содержащиеся в соглашениях основателей ВТО. Пример тому – присоединение к ВТО Китая. В ходе двусторонних переговоров с Китаем США удалось договориться о тарифных сокращениях в этой стране по основным продуктам: на мороженую свинину и потроха с 20% до 12% и устранить нетарифные торговые барьеры, на мороженую и свежеохлажденную говядину с 45% до 12%, на мясо птицы с 20% до 10%. Если бы КНР вступила в ГАТТ перед созданием ВТО в 1995 г., сокращение не выходило бы за рамки 10% и 24% (минимальный и максимальный уровень тарифных сокращений по продуктам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: