Республика Беларусь на пути в ВТО

Беларусь продолжает переговоры о вступлении в ВТО Присоединение Беларуси к ГАТТ/ВТО чрезвычайно важно, поскольку Беларусь относится к странам с малой открытой экономикой, ориентированной на расширенное участие в международной торговле. Как правило, ежегодный внешнеторговый оборот Беларуси превышает объем ее ВВП на 20-30%.

Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам-членам этой организации, обеспечивая расширенный доступ на свой рынок иностранных товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают страны-члены ВТО, что в том числе означает прекращение торговой дискриминации на внешних рынках.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, оптимизация антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности в соответствие с требованиями данной организации.

Основные преимущества, которые получит Беларусь при условии присоединения к ВТО:

· недискриминационный доступ к рынкам более 140 государств;

· обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны в рамках стандартов ВТО;

· значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых споров, обеспечивающие большую безопасность в торговых отношениях;

· наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных пошлин), применяемых крупнейшими государствами в торговле с РБ;

· создание в стране предсказуемой инвестиционной среды;

· укрепление репутации страны как стабильного и предсказуемого торгового партнера.

Хотя, перечисленные выше, выгоды могут доминировать, необходимо учитывать и издержки, которые понесет РБ в случае присоединения к ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеторговых связей. К основным из них относится исключение помощи государства производителям-экспортерам, которое затрудняет развитие производства товаров и услуг потенциальных конкурентов; необходимость тарифных уступок. Кроме того, страна понесет материальные издержки вследствие необходимости приведения национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создание институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя обязательств. Кроме того, участие Беларуси в деятельности ВТО потребует выделение валютных затрат на оплату ежегодных взносов в бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций РБ в работе органов ВТО и проведением разного рода переговоров.

Существует также внешние проблемы, связанные с обязательствами республики, например, в рамках Союза Беларуси и России, а также таможенного союза пяти стран (Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана).

Страны-члены ВТО могут создавать таможенный союзы и зоны свободной торговли (например, ЦЕФТА, ЕАСТ и др.), но при вступлении каждая страна должна определить самостоятельно свой торговый режим относительно других стран. Следовательно, нормально развитие таможенного союза возможно только после вступления в ВТО всех входящих в него стран.

Контрольные вопросы по теме №11

1. В чем заключаются особенности регулирования ВТО рынка купли-продажи сельскохозяйственной продукции?

2. В чем состоит суть принятия обоснованных обязательств по экспортным субсидиям?

3. Каковы основные преимущества для Беларуси при вступлении в ВТО?

4. Каковы основные издержки для Беларуси при вступлении в ВТО?

5. Каким образом отразится на внешнеторговой политике Беларуси вступление России в ВТО?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: