double arrow

Социальная защита и адаптация мигрантов. Педагогическая поддержка в Беларуси детей-беженцев


Национальное законодательство Республики Беларусь в отношении мигрантов и беженцев

Понятия «мигранты» и «беженцы». Проблема мигрантов и беженцев в Республике Беларусь.

Основные вопросы

ТЕМА 7. ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ И БЕЖЕНЦЕВ: ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1. Понятия «мигранты» и «беженцы». Проблема мигрантов и беженцев в Республике Беларусь.

2. Национальное законодательство Республики Беларусь в отношении мигрантов и беженцев.

3.Социальная защита и адаптация мигрантов. Педагогическая поддержка в Беларуси детей-беженцев.

Рекомендуемая литература

1. Акмалова, А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие для вузов по специальности «Социальная работа» / А.А. Акмалова, В.М. Капицин. – М.: ИНФРА–М, 2008. – 22 с.

2. Манукьян, Э.Помощь детям из семей беженцев / Э. Манукьян // Социальное обеспечение. – 2004. – № 10. – С. 27–32.

3. Образование для детейбеженцев – залог их интеграции в общество: [о работе с детьми УВКБ ООН в Беларуси] // Бюллетень ООН. – 2006. – № 5. – С. 8.

4. Саматыя, В. Становление национальной системы защиты беженцев в Республике Беларусь: организационно-правовые аспекты / В. Саматыя // Журнал международного права и международных отношений. – 2005. – № 4. – С. 46–51.




5. Тодорович, И. Решение проблемы беженцев в начале ХХI в. / И. Тодорович, Ю. Моргун, А. Селиванов // Журнал международного права и международных отношений. – 2005. – № 1. – С. 29–34.

Активные миграционные процессы происходят во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь. Это связано с наличием родственных связей между гражданами разных государств, с развитием международного рынка труда, с различным экономическим положением стран, с другими социальными и политическими причинами. Кроме данных факторов, на территории Республики Беларусь миграционные процессы обусловлены произошедшими в последние десятилетия политическими и социально-экономическими изменениями, связанными, в первую очередь, с распадом СССР и получением Беларусью статуса независимого государства.

Географическое положение страны в центре Европы, стабильная политическая и экономическая ситуация в Республике Беларусь привлекают мигрантов, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

В современной социологической и экономической литературе миграция классифицируется: по видам, типам, формам, причинам. Выделяются два вида миграции на основе причин: 1) добровольная миграция (подразумевает перемещение людей, добровольно покидающих место своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства в своем или другом государстве); 2) вынужденная миграция (перемещение людей с целью поиска убежища).



Субъектами вынужденной миграции (мигрантами), представляющими собой виктимогенные группы населения, признаются следующие категории людей: 1) политические (ищущие политического убежища); 2) беженцы (не граждане Беларуси); 3) временно перемещенные лица (из районов военных действий, мигранты из зон экологических бедствий); 4) внутренние мигранты (переезжающие в сельскую местность, военнослужащие и их семьи, мигранты с Севера); 5) не имеющие статуса и не ожидающие его; 6) не регистрирующиеся в миграционной службе; 7) желающие вернуться на прежнее место жительства.

В последнее время в Беларуси увеличивается число беженцев. Кардинальное отличие беженцев от «экономических» мигрантов заключается в следующем: мигранты покидают родину добровольно, как правило, в поисках лучше жизни. Беженцев вынуждают покинуть родину непреодолимые проблемы.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Беларуси и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.



Помощь беженцам оказывают три официально признанные всеми государствами мира структуры: офис Верховного Комиссара ООН по Делам Беженцев, Международная Организация Миграции (International Organization for Migration) и Агентство ООН по оказанию Помощи Палестинским Беженцам. Только палестинцы гарантированно получают международную помощь – в бюджете ООН существует отдельная статья. Остальные беженцы финансируются за счет пожертвований отдельных государств, гуманитарных организаций или частных лиц.

В начале 1990-х гг. Беларусь принимала ежегодно в среднем около 10 тыс. граждан бывшего СССР (не считая мигрантов из дальнего зарубежья), вынужденно оставивших места своего прежнего жительства. Массовый приток вынужденных мигрантов перерастал в проблему, требующую государственного регулирования. В июне 1992 г. была создана Государственная миграционная служба при Госкомитете по труду и социальной защите населения, преобразованная в 1997 г. в Комитет по миграции при Министерстве труда Республики Беларусь.

С 1995 года до 2000 г. в органы по миграции с ходатайствами о признании беженцами обратилось более 2,8 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцы), за 2001–2004 годы – 600. Общее количество иностранцев, признанных беженцами в Республике Беларусь, по состоянию на 1 июня 2005 г. – 749 человек, из них 278 – несовершеннолетние дети.

По данным на 1 июня 2009 г., за 12 лет проведения процедуры признания беженцем (с 1997 года) в миграционные органы Беларуси обратились 3 тыс. 265 человек, ищущих убежище. Признаны беженцами 808 человек из 13 стран. Лицами, признанными беженцами, в основном являются граждане стран Центральной, Юго-Восточной Азии и Африки, среди них абсолютное большинство из Афганистана (544 человека) и Эфиопии (23 человека), а остальные – из стран Содружества Независимых Государств (Грузия, Азербайджан, Таджикистан, Армения), из Палестины.

Иммиграционные потоки по возрасту характеризуются следующим образом: в 2003 году от общего количества прибывших лица трудоспособного возраста составили 66%, дети до 15 лет – 15%, пенсионеры – 19%; в 2004 году соответственно 68%, 13% и 19%. Учитывая тенденции старения населения Республики Беларусь и сокращения ее численности, иммиграцию, в том числе и репатриацию соотечественников, проживающих за рубежом (белорусов либо лиц других национальностей, родившихся на территории в границах БССР, и их потомков по прямой линии) следует рассматривать как позитивное явление с точки зрения демографических интересов страны. Обратим здесь внимание на следующие факты.

Численность населения Республики Беларусь на 1 июля 2013 года составила 9 459,8 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 4 тыс. человек. В Национальном статистическом комитете, в 1 полугодии 2013 года в республике родилось 56 184 ребенка, что на 2 029 больше, чем в соответствующем периоде 2012 года, умерло – 64 842 человека, или на 950 человек больше. Естественная убыль населения составила 8 658 человек. Миграционный прирост в I полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличился на 34,2% и составил 4 606 человек. Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения на 53,2% (в I полугодии 2012 года – на 35,2%).

Одной из приоритетных задач миграционные органы считают трудоустройство иностранных граждан, в частности профессиональную подготовку афганских сирот, интеграцию беженцев в белорусское общество. В Витебске создан пункт для проживания лиц, ищущих убежища. Представительство УВКБ ООН в Беларуси инициировало и финансировало создание в Минске Центра медико-социальной помощи беженцам.

Требует внимания в Беларуси и вопрос внутренней миграции населения.

Особенностью внутренней миграции является направленность миграционных потоков из сельской местности в городскую. В 2004 году в городские поселения прибыло 159 187 человек (выбыло 144 982), в то время как в сельскую местность прибыл 71 991 человек (убыло 84 064). При этом в городах миграционный прирост населения за счет сельской местности составил 15 227 человек. Данный аспект обусловлен тем, что в сельской местности не были обеспечены условия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства, следствием которого являются невысокие доходы сельского населения по сравнению с городским, что и сказалось на непрестижности проживания на селе. Мероприятия, предусмотренные Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 года № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 1/6339), призваны обеспечить привлекательность для граждан сельского труда и образа жизни, что будет способствовать улучшению демографической структуры сельского населения.

Одной из проблем Беларуси в области миграции является незаконная миграция. В Беларуси, как и в сопредельных странах, вынужденная миграция неразрывно связана с незаконной миграцией. Республика затрачивает значительные средства на осуществление мер по сдерживанию нарастающих потоков незаконных мигрантов в страны Запада. Ежегодно на западной границе задерживаются тысячи незаконных мигрантов, выявляются и ликвидируются десятки каналов нелегальной миграции. В 1999 г. подразделениями погранвойск и внутренних дел было задержано 170 организованных групп нелегальных мигрантов численностью 1312 человек, выявлено более 160 каналов незаконного ввоза/вывоза мигрантов.

Пограничники республики активно сотрудничают с Миграционной службой страны как на уровне министерств, так и на практическом уровне погранотрядов и исполкомов. В 2001 г. пограничниками республики задержано более 1000 нелегальных мигрантов, из них более 300 афганцев.

По статистическим данным за последние пять лет количество нелегальных мигрантов сократилось в 20 раз.

В настоящее время наибольшее число незаконных мигрантов прибывает в Республику Беларусь из Афганистана, Пакистана, Ирана, Ирака, Индии, Шри-Ланки, Китая, используя, главным образом, «прозрачность» российско-белорусской границы (до 95% незаконных мигрантов прибывают из Российской Федерации). В свою очередь, в Россию, как и в другие страны Содружества Независимых Государств, мигранты прибывают зачастую легально, используя достаточно либеральный режим въезда и получения виз. Пользуясь отсутствием таможенного и пограничного контроля, они свободно могут перемещаться в другие государства Содружества Независимых Государств, в том числе и в Республику Беларусь.

Важной составной частью работы с беженцами и мигрантами является забота о детях и подростках. На границе дети всегда находятся с матерью, под присмотром женщин-пограничниц. К сожалению, не везде есть места для размещения женщин и детей. До посещения Миграционной службы ребенок направляется в Службу по консультированию беженцев, которая находит место для его поселения. Дети-беженцы не отделяются от родителей и живут вместе с ними. Предполагается разработать удостоверение беженца для детей.

Статус беженца определен Конвенцией ООН о Статусе Беженцев, принятой в 1951 году. Конвенция предусматривает, что беженцем может считаться человек, который покинул свою родину из-за войны и (или) испытывает «обоснованный страх», что он может подвергнуться преследованиям по причине его принадлежности к определенной расе, религии, национальности, социальной группе или из-за его политических взглядов; если он находится за пределами своей страны и не может рассчитывать на защиту со стороны своего государства и не желает возвращаться на родину.

В 1967 году Конвенция ООН была расширена: если ранее она регулировала правила обращения только с беженцами-европейцами (она была принята после окончания Второй Мировой войны), то с 1967 года она приобрела всеобщий характер, и под ее действие стали попадать жители всего мира. На основе этих документов были приняты многие региональные законодательные акты и законы отдельных стран. Сегодня Конвенцию о Статусе Беженцев ратифицировало подавляющее большинство государств мира. В 2000 году Генеральная Ассамблея ООН установила, что 20 июня является Всемирным Днем Беженца. В 2001 г. Беларусь присоединилась к Конвенции 1951 г.

В интересах защиты национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в Республике Беларусь разработано и действует миграционное законодательство. С целью законодательного регулирования порядка работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства в области обеспечения защиты беженцев и управления миграцией, с целью приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с признанными международным сообществом нормами и стандартами был разработан и принят ряд Законов: «О гражданстве Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» и др.

В 1995 г. был принят Закон Республики Беларусь «О беженцах», установивший правовые основы предоставления иностранцам статуса беженца, а также экономические, социальные и правовые гарантии для признанных беженцев. В соответствии с требованиями Закона были подготовлены нормативные документы о создании пунктов временного поселения беженцев, о порядке проживания беженцев в пунктах временного поселения, о размерах и порядке выплаты пособий беженцам, о порядке регистрации ходатайства о признании беженцем, о порядке и условиях получения правового статуса беженца и его утраты. В процессе практической реализации Закона 1995 г. «О беженцах» выявился ряд недостатков, в первую очередь процедурного характера. Требовалось более четкое определение роли, полномочий и взаимодействия органов государственного управления в процессе работы с беженцами. Возникла настоятельная необходимость сближения законодательства о беженцах с положениями Конвенции 1951 г. о статусе беженцев. Благодаря плодотворным консультациям и помощи Представительства УВКБ ООН в Республике Беларусь была подготовлена и в 1999 г. вступила в силу новая редакция Закона «О беженцах».

Новая редакция Закона «О беженцах» содержит определение беженца, соответствующее статье 1А (2) Конвенции 1951 г. и статье 1 Протокола 1967 г., отражает уважение международного принципа невысылки, зафиксированного в статье 33 Конвенции 1951 г. В соответствии с национальным законодательством социально-экономические права беженцев уравнены с правами граждан Республики Беларусь. Беженцам предоставлен бесплатный доступ к национальной системе образования и здравоохранения. Детям беженцев дана возможность посещать детские дошкольные и общеобразовательные учреждения. Вместе с тем отдельные положения закона «О беженцах» не вполне соответствуют международным стандартам защиты беженцев. Представительством УВКБ ООН в Республике Беларусь были подготовлены комментарии к новой редакции Закона с целью обсуждения возможных будущих изменений, направленных на совершенствование этого важного нормативного акта.

3 июля 2009 г. в Беларуси вступил в силу Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» (см. приложение Д). Это очередной шаг на пути создания эффективной, отвечающей современным реалиям национальной системы убежища для людей, нуждающихся в международной защите. Это способствует укреплению имиджа Беларуси как государства, последовательно проводящего прогрессивную политику в гуманитарной сфере.

Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Беларуси рассматривает новый Закон как дополнение к действующему Закону «О беженцах», как новый институт защиты лиц, ищущих убежище. Он разработан с учетом работы миграционной службы Беларуси и основан на международных принципах в сфере оказания помощи беженцам. Прежним законодательством не обеспечивалась дополнительная защита для некоторых категорий иностранцев, которые в ней нуждаются. К ним относятся иностранцы, опасающиеся смертной казни и пыток в случае возвращения в государства их гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства, а также люди, бегущие от опасности вооруженных конфликтов (имеются в виду массовые акты насилия во время гражданских войн и вооруженных конфликтов, телесные наказания или смертная казнь за несоблюдение норм поведения по законам шариата, длительные сроки заключения без предъявления обвинения, применение пыток для получения сведений при задержании, нанесение физических увечий, предусмотренных древними обычаями). Центральный элемент международной защиты таких людей – право не подвергаться принудительному возвращению или высылке в ситуации, которая может поставить под угрозу их жизнь или свободу.

С введением нового института лицам, которые получат дополнительную защиту, будет выдаваться разрешение на временное проживание в Беларуси сроком на один год с возможностью его продления. Закон также вводит положение об идентификации личности иностранца, в том числе несовершеннолетнего, ходатайствующего о защите, но не имеющего документа для выезда за границу. По экспертным оценкам, ежегодно дополнительная защита в Беларуси может быть предоставлена около 20 иностранцам, половина из которых – несовершеннолетние. Уже 94 беженца получили белорусское гражданство. В соответствии с национальным законодательством иностранец имеет право на получение гражданства Республики Беларусь по истечении 7 лет после признания его беженцем.

В целях совершенствования национального законодательства в области вынужденной миграции и приведения его в соответствие с международными тенденциями в данной сфере Департаментом по гражданству и миграции МВД в Республике Беларусь была разработана Государственная миграционная программа на 2006–2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь 8 декабря 2005 г. № 1403).

Программой предусматриваются меры по интеграции лиц, признанных беженцами, в белорусское общество во взаимодействии и при поддержке международных организаций. Государственная программа сформирована, исходя из приоритетных направлений регулирования в Республике Беларусь миграционных процессов, которыми являются:

· использование миграционного потенциала стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии в интересах социально-экономического и демографического развития республики;

· содействие интеграции и адаптации мигрантов, в том числе в целях миграционного замещения естественной убыли населения страны;

· создание условий для снижения эмиграционного оттока научно-технических и творческих кадров, а также молодых специалистов из страны;

· развитие временной трудовой миграции граждан Республики Беларусь в развитые страны как средства повышения их квалификации, стабилизации внутреннего рынка труда и роста инвестиций в экономику государства;

· участие в международном сотрудничестве по вопросам вынужденной, незаконной и других видов миграции.

Цель Государственной программы – содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь в свете управления миграционными процессами, укрепление государственной безопасности и создание условий для реализации прав мигрантов.

Основными задачами Государственной программы являются:

· совершенствование законодательства в целях управления миграционными процессами на основе системного подхода к проблемам миграции;

· повышение эффективности управления миграционными потоками путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Республики Беларусь;

· регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма сдерживания естественной убыли населения;

· интеграция мигрантов в белорусский социум и формирование толерантности к мигрантам;

· обеспечение национальной безопасности, укрепление безопасности государственной границы и соблюдение интересов государства в условиях развития миграционных процессов.

Правительством одобрен и включен в Национальную программу международного технического сотрудничества на 2006–2010 годы проект международной технической помощи «Укрепление национальной системы убежища в Республике Беларусь (2 этап)». Проект рассчитан на 2007–2010 годы и предусматривает осуществление мер по улучшению и расширению возможностей для социальной адаптации и интеграции в общество признанных беженцев: ремонт и предоставление жилья, оказание образовательной, социальной помощи и организация занятости беженцев в целях дальнейшего самообеспечения. Проект реализуется при финансовой поддержке Европейской Комиссии и УВКБ ООН.

Таким образом, приоритетными задачами на современном этапе управления миграционными процессами в Беларуси являются обеспечение интеграции беженцев, создание условий для их активного участия в жизни общества, обеспечение равных прав и возможностей, воспитание у населения доброжелательного отношения к беженцам, для чего издается и бесплатно распространяется соответствующая литература для беженцев, учителей и школьников, сотрудников правоохранительных органов. Вместе с тем есть необходимость в разработке дополнительных мероприятий, направленных на интеграцию и социальную адаптацию мигрантов, на развитие временной трудовой миграции, на решение демографических и других проблем, актуальных для республики.

В настоящее время в Беларуси создана целостная и эффективная система правовой и социальной защиты вынужденных мигрантов, в соответствии с которой белорусским государством сегодня принимаются определенные меры по созданию комфортной жизни для беженцев после признания их статуса. Эти меры направлены на предоставление жилья, социальных гарантий, возможности трудоустройства и т. д.

Иностранцы, которые имеют сложности с самостоятельным поиском жилья, размещаются в пункте временного поселения лиц, ищущих убежище. Он создан при поддержке УВКБ ООН в Витебске и рассчитан на одновременное размещение 30 человек. Аналогичный пункт создан в Гомеле на базе Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей и рассчитан на размещение 12 человек.

Из средств республиканского бюджета иностранцам, признанным беженцами, выплачивается единовременная помощь в размере одной базовой величины на каждого члена семьи, включая детей в возрасте до 18 лет. Иностранцы, признанные беженцами, имеют право на обучение детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, а также на медицинское обслуживание несовершеннолетних детей наравне с юными гражданами Беларуси. В своих правах на медицинскую помощь, трудоустройство или занятие предпринимательской деятельностью, на социальное обеспечение, приобретение движимого или недвижимого имущества иностранцы, признанные беженцами, приравнены к иностранцам, постоянно проживающим в республике.

Более того, в соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» постоянно проживающие в нашей стране иностранцы, занимающиеся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Беларуси, включая право на социальное обеспечение.

Что касается жилья, то законодательством для данной категории иностранных граждан предусмотрено право на самостоятельное поселение при льготной, по сравнению с гражданами Беларусь, норме жилой площади для прописки (6 квадратных метров).

Вынужденные мигранты отличаются от коренного населения страны в расовом, ментальном, социально-культурном отношении. К тому же они имеют различный уровень образования, профессиональную квалификацию и экономический опыт участия в общественном производстве и ведении домашнего хозяйства. В связи с этим социальная интеграция в Республике Беларусь лиц, признанных беженцами, является сложным процессом.

Социальным работникам и социальным педагогам при работе с мигрантами и их детьми необходимо, прежде всего, установить критерии и факторы их социальной адаптации в новом обществе.

При изучении критериев и факторов социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев (мигранты внутри страны) акцент делается на оценке жизненных ориентаций, ценностных устремлений, на определении динамики поведения на рынке труда, на выяснении их социальных предпочтений и возможных средств самозащиты, на выявлении установок на определенную модель социального поведения. Формирующееся адаптационное поведение зависит от того, как беженцы оценивают свое экономическое положение, обстановку как на новом месте поселения, так и в стране в целом, а также от того, какими средствами обеспечивают выживание и развитие себя и своей семьи, какова степень их интернальности (опоры на собственные силы) и экстернальности (опоры на государство).

Социальная и социально-педагогическая практика позволила выделить ряд следующих критериев и факторов социальной адаптации.

Критерии социальной адаптации: 1) успешность социальной адаптации – не отказ от своих культурных ценностей и полное принятие другой культуры, способность таким образом соединить различные ценности, чтобы освоить и принять новые культурные нормы и правила, сохранить самобытность; 2) условия для самореализации (отсутствие этих условий оказывается в некоторых случаях не менее важным препятствием для успешной адаптации, чем неудовлетворенность материальных потребностей); 3) полноценное общение и взаимодействие с местным населением (отсутствие общения приводит к возникновению чувства отчужденности, ненужности и бесполезности); 4) степень удовлетворенности некоренного населения проживанием в другой стране, его «социальное самочувствие»; 5) постепенно формирующееся у вынужденных переселенцев и беженцев чувство принадлежности к определенной социальной группе нового для них общества, осознанное соотнесение себя с ней (новая самоидентификация); 6) характер адаптивной деятельности переселенцев; 7) временная протяженность; 8) заинтересованность и добросовестность в труде, сознательное отношение к делу, инициативное включение в работу, стремление к наибольшей реализации своих возможностей; 9) социальный статус индивида на новом месте поселения, его уровень; 10) психологическая удовлетворенность человека средой, которая при нарушении адаптации может сопровождаться депрессивным настроением, тревогой, беспокойством; осознанием неспособности справиться с ситуацией, приспособиться к ней; некоторым снижением продуктивности в повседневных делах; склонностью к драматизации поведения.

Все перечисленные критерии можно объединить в пять групп: 1) социальное самочувствие мигранта; 2) идентификация мигрантов с новой средой (идентификация в психологии и социологии рассматривается как процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой людей); 3) степень реализации внутреннего потенциала мигранта; 4) характер отношений со средой; 5) способность повышения культуры адаптирующейся среды.

Факторы социальной адаптации: 1) направленность расселения беженцев и вынужденных переселенцев по типу «село–город»; 2) общинно компактный или разрозненный тип расселения; 3) социальный опыт; 4) позитивный фактор – наличие прошлого адаптивного опыта; 5) значимый социальный фактор – уровень образования; 6) характер и условия деятельности; 7) индивидуальные и личностные особенности членов групп и коллективов, способов влияния и взаимовлияния в процессе служебной деятельности, уровня зрелости группы и коллектива; 8) характер межличностных отношений в группе, направленность неформальных норм, царящих в группе, строгость их претворения в жизнь.

Как показывает практика, приспособление к новому окружению, к новой социальной среде – наиболее сложная и болезненная для мигрантов часть общего процесса адаптации в местах расселения. Этот процесс может «затянуться» или не произойти вовсе по ряду причин: из-за непривычных, часто контрастных по отношению к местам выхода природно-климатических условий; из-за заметных отличий от местного населения – в менталитете, религии, обычаях и традициях, а также по психологическим причинам. Однако социальная адаптация является для большей части из мигрантов неизбежной, так как многие из них не собираются покидать Республику Беларусь и устанавливают формальные и неформальные связи и отношения.

Социальная работа в данном случае должна быть равнодоступной, единой, многофункциональной. Формы социальной работы должны способствовать нейтрализации неблагоприятных факторов, снижающих уровень низкой социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев. Они должны быть ориентированы на их своевременную и скорейшую социальную адаптацию на основе конкретизации, прежде всего, социального положения каждого мигранта как индивида.

Для того чтобы определить социальное положение переселенца, необходимо выяснить его семейное положение, имеющееся гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям или объединениям, экономический уровень жизни. Таким образом, положение мигранта в новом социальном пространстве определяется путем установления его связи с различными группами населения. Совокупность таких групп, а также совокупность отношений внутри каждой из них составляет систему, позволяющую социальному работнику и социальному педагогу определить социальное положение в обществе каждого переселенца, для того чтобы грамотно спланировать предстоящую с ним и его семьей работу.

Одним из инновационных направлений социальной работы с беженцами и вынужденными переселенцами является ориентация государства, общественных организаций на социальную защиту прав и интересов людей, чье положение в процессе длительной малоэффективной самоадаптации на новом месте поселения оказалось нестабильным.

Непосредственную работу с вынужденными мигрантами на местах их поселения проводят социальные работники и социальные педагоги. Всю совокупность методов (методик), используемых ими в социальной и социально-педагогической работе, можно разделить на две группы: теоретические и практические.

К теоретическим методам социальной работы с беженцами следует отнести общенаучные методы (сравнение, анализ, обобщение, индукцию – умозаключение от фактов к определенной гипотезе, дедукцию – цепь умозаключений и рассуждений, где высказывания связаны отношением логического следования; началом дедукции являются гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – конкретные выводы, подкрепленные фактами, и другие методы), которые используются социальными работниками в практической деятельности в неявном виде, но имеют прямое отношение к принятию конкретных решений в тех или иных обстоятельствах, к поиску адекватных этим обстоятельствам практических действий.

Практические методы социальной работы с беженцами – это совокупность специфических технологий, процедур и способов деятельности, посредством которых осуществляется социальная работа. К практическим методам социальной работы с беженцами можно отнести биографический, посредством которого на основе исследования личных документов (автобиографий, дневников, мемуаров) или же с помощью ненаправленного интервью изучаются субъективные стороны вынужденной миграции. Интервью позволяют социальному работнику выбрать наиболее адекватные для ситуации вынужденной миграции способы получения необходимой информации о клиенте и о социальной помощи, в которой он нуждается.

Представляется важным сочетание индивидуальной, семейной, групповой, общественной социальной работы. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: психологических, психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства интересов переселенцев.

Актуальным при определении форм и методов социальной работы с беженцами является рассмотрение их потребностей. Потоки беженцев в определенной степени усугубляют различные социальные проблемы и создают ряд негативных последствий для общества в целом. Неустроенные вынужденные переселенцы и беженцы осложняют внутреннее положение в стране: отмечаются примеры негативного отношения к ним со стороны постоянно проживающего на данной территории населения. Нередко миграция становится причиной возникновения межнациональных конфликтов, проявления криминогенных сил в обществе. Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что вызывает определенные осложнения: падение уровня жизни населения, рост безработицы, бедности, бездомности. В этом случае виктимизация контингента переселенцев, формирующаяся аддиктивность (зависимость от психоактивных веществ), совершаемые правонарушения выступают сложными, взаимодействующими социальными явлениями, требующими своевременного реагирования со стороны правоохранительных органов, социальных, социально-педагогических и психологических служб.

Все эти проблемы выводят на первое место такую важнейшую задачу социально-педагогической и воспитательной работы с молодежью, как формирование толерантного поведения подрастающего поколения. Ведущая роль в решении данной проблемы принадлежит семье и школе как основным институтам воспитания ребенка. С этой целью в образовательно-воспитательных учреждениях должна реализовываться психолого-педагогическая система работы, включающая внеурочную деятельность, основанную на активных методах обучения; внеучебную просветительскую деятельность среди учащихся, родителей и педагогического коллектива по проблеме толерантности (толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, стилю поведения, образу жизни).

Важная роль в воспитании толерантной личности отводится социальному педагогу. Ему необходимо проводить работу в этом направлении не только с детьми и их родителями, но и с педагогическим коллективом, рассматривая вопросы толерантности на педагогических советах, учительских конференциях, в ходе групповых консультаций и тренинговых занятий с учителями.

Немаловажным аспектом решения данной проблемы является и работа с детьми-беженцами по формированию у них межкультурной коммуникативной компетентности. Для вынужденных мигрантов проблема адаптации к новой культурной среде является весьма актуальной. Знания об этнопсихологических особенностях и культуре других народов, населяющих страну, в которую они приехали как на новое место жительства, чрезвычайно важны для успешной адаптации к новой культурной среде.

В процессе формирования межкультурной коммуникации детей-беженцев и детей-белорусов весьма важно, учитывая специфику данной проблемы, использовать эмпатический подход, то есть мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека с опорой на правило: «Поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». В психологии этот метод называется методом подстройки. Он заключается в том, что человеку нужно подстроиться к партнеру через подражание его внешнему поведению (проникнуть в быт, обычаи). Опыт, приобретенный с помощью эмпатии, – это опыт включения в другую культуру, позволяющий лучше и глубже понять ее этнические стереотипы.

Проблема формирования толерантности молодого поколения белорусов к контингенту мигрантов и беженцев решается сегодня не только на локальном, но и на региональном и республиканском уровнях. С этой целью в Беларуси ежегодно проводится ряд мероприятий. Так, в прошлом году проводился детский конкурс под названием «Мир, в котором нет чужих» по проблеме беженцев. Его организаторами были Представительство Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Центр творчества детей и молодежи «Эврика» при поддержке Министерства образования. Координировало проведение конкурса Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие».

Юные жители Беларуси принимали участие в конкурсе детского рисунка и живописи, а также в конкурсе литературных работ. «Беженцы не покидают свои дома и деревни добровольно – их вынуждают к этому конфликты, преследования, нетерпимость и насилие. Они стремятся спасти свою жизнь, обеспечить безопасность себе и своим семьям, обрести свободу» – так обозначили основную идею конкурса в МОО «Развитие». Одним из самых больных вопросов работы с беженцами является то, что примерно половина всех беженцев – это дети. Именно их судьбам и был посвящен данный конкурс.

Участникам конкурса детского рисунка и живописи предлагалось передать свои ощущения и мысли о сверстниках-беженцах красками, карандашами, пастелью на бумаге, холсте или картоне. Работы, присланные на конкурс, принимали участие в тематической выставке, которая проходила в Национальном музее культуры и истории Беларуси.

Конкурс литературных работ проводился по двум направлениям: сочинение-размышление или рассказ и стихи. В этих работах дети делились своими мыслями по вопросам толерантности и терпимости; рассказывали о той пользе, которую могут принести люди, прибывшие из других стран, посвящали свои работы великим людям из числа беженцев. Девиз конкурса звучал так: «Мы не можем заменить беженцам их Родину, но в наших силах сделать так, чтобы они чувствовали себя в Беларуси как дома». Победителей определяло компетентное жюри. Они получили в качестве наград призы, подарки, дипломы и грамоты, а затем принимали участие в мероприятиях в Минске, посвященных Всемирному дню беженцев.

В настоящее время разрабатываются и осуществляются дополнительные меры, направленные на усиление социальной ориентации миграционных реформ; на ликвидацию причин, порождающих снижение уровня жизни мигрантов; на поддержку малоимущих граждан; на укрепление семьи; на обеспечение надлежащих условий для успешного процесса социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев; на ликвидацию факторов, детерминирующих внутреннюю и внешнюю вынужденную миграцию.







Сейчас читают про: