Сущность идеологии заключается в отражении общественного бытия с точки зрения интересов определенных социальных групп классов

В сфере общественного сознания идеологии принадлежит ведущая роль. Она оказывает глубокое влияние на всю жизнь общества: направляет деятельность людей, объединяет класс, приводит к образованию разных организаций, политических партий и учреждений, возникновению идеологических отношений, например политики.

Идеология не может обойтись без науки, вынуждена использовать ее достижения. И только на основе научных разработок она в состоянии эффективно регулировать социальные действия людей.

Общественное сознание существует и проявляется в разных формах, основными из которых являются политическое сознание, правосознание, эстетическое сознание, религиозное и моральное сознание, философия, наука. Но в реальном общественном сознании эти формы сливаются - социальные группы людей отражают общественные явления целостно, одновременно с моральной, эстетической и иных точек зрения.

В материальной жизни общества, в единстве разнообразных общественных отношений и в единой и неделимой исторической деятельности людей заключается объективная основа единства разнообразных форм общественного сознания.

Богатство и разнообразие объекта создают лишь возможность появления разных форм общественного сознания. Однако реальной основой рождения тех или иных форм общественного сознания является общественная потребность, уровень развития общества.

Формы общественного сознания отличаются:

1) по предмету отражения общественного бытия. Каждая форма отражает определенную сторону общественного бытия. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, моральное сознание - отношения индивида к коллективу, обществу;

2) по способу отражения. Если, например, философии свойственна логическая форма отражения, то искусство отражает общественную жизнь в чувственном восприятии художественных образов, мораль - форме определенных принципов и правил поведения людей;

3) по отношению уровней отражения — теоретико-идеологического, обыденного и социально-психологического, которое характернее для всех форм, за исключением науки;

4) по их происхождению и сущности, а также классовой природе, свойственной в классовом обществе всем формам, кроме естествознания;

5) по своей социальной функции в жизни и развитии общества;

6) по их месту среди других форм;

7) по характеру их связи с экономическим базисом общества.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: