Методика проведения утренней зарядки с лицами разного пола

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается к концу утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями.

Освещая вопросы проведения занятий с женщинами, нельзя не коснуться морфологических и функциональных особенностей женского организма, в большой мере определяющих содержание и методику занятий с девочками и женщинами, а также тренировочного процесса квалифицированных гимнасток. Анатомическое строение и физиология половой системы и величины ряда физиологических и антропометрических показателей заметно отличают женский организм от мужского. Наличие этих особенностей объясняется в первую очередь влиянием важной биологической функции, присущей женщине, — функции материнства.

По телосложению женщины, как правило, отличаются от мужчины -меньшим ростом, меньшей (пропорционально) длиной нижних конечностей и соответственно большей длиной туловища, меньшей шириной плечевого пояса, более широким тазом, большим подкожным жировым слоем, менее развитой мускулатурой.

У женщин значительно чаще, чем у мужчин, отмечается переразгибание в локтевых суставах, затрудняющее длительное нахождение в упоре. Эта особенность локтевых суставов зачастую сочетается с Х-образной формой ног, которая препятствует достижению высоких результатов в видах спорта, связанных с бегом, прыжками и другими передвижениями, требующими быстроты и резкости. Следует учесть, что при таких суставах возрастает возможность травм. Необходимо особо тщательно укреплять соответствующие мышцы, более внимательно подбирать упражнения.

Мышечная система женщины, как уже было сказано выше, отстает в своем развитии от мужской. Трудно переоценить, однако, значение достаточно полно и гармонично развитой мышечной системы для здоровья, правильного функционирования организма, хорошей осанки, красивой фигуры, успешного труда на производстве и в быту.

Особое значение для женщины имеет степень развития мышц брюшного пресса, которые являются как бы упругим поясом, фиксирующим положение внутренних органов, в том числе и органов половой системы. Значение этой группы мышц для женщины очень велико еще в связи с тем, что, занимая относительно большую, чем у мужчин, площадь, мышцы брюшного пресса несут большую нагрузку в период беременности и родов.

Учитывая все сказанное, необходимо систематически, целеустремленно и продуманно развивать мышечную систему девочки, подростка, девушки. Причем речь идет не только о развитии силы, но и всех остальных физических качеств. Приобретенное в детстве и юности при некоторых усилиях в дальнейшем со стороны женщины в значительной степени сохраняется в зрелые и пожилые годы.

Сведения, относящиеся к особенностям женского организма, не будут полными, если не коснуться вопроса овариально-менструального цикла. Менструация — одна из физиологических особенностей женского организма, связанная с периодической подготовкой к наступлению беременности и обеспечению ее развития. Время наступления первой менструации колеблется в довольно широких пределах— 11 —18 лет. Чаще всего она начинается в 14 лет.

Было время, когда женщина в период менструации считалась больной, требующей особого режима, вплоть до постельного. Постепенное изменение точки зрения о сущности и значении менструации, подтвержденное научными наблюдениями и исследованиями, привело к тому, что отношение к вопросу о возможности занятий физическими упражнениями в этот период также изменилось.

Однако для решения вопроса о допустимости занятий в указанный период необходимо проконсультироваться с гинекологом, так как при наличии отклонений в состоянии половой сферы тренировочные занятия с большими нагрузками могут быть противопоказаны.

В подготовительной части занятий рекомендуется использовать упражнения тяжкого характера с прыжками, подскоками и поворотами. Эти упражнения воспитывают ритмичность, выразительность движений, приучают к мягкому, уверенному приземлению, развивают силу ног и укрепляют свод стопы. Хорошей подготовки можно достичь с помощью упражнений у станка или у гимнастической стенки, где легко проследить за правильностью осанки, точностью положений и поворотов, подвижностью тазобедренных суставов и позвоночника. Следует учесть, что отведение ног (вперед, в сторону, назад) и повороты их укрепляют внутритазовые мышцы, а это способствует правильному положению органов малого таза.

Большого разнообразия при проведении занятий можно достичь за счет включения в подготовительную часть урока упражнений с различными предметами, такими как гимнастическая палка, скакалка, набивной и теннисный мячи, гантели. Упражнения с гимнастической палкой, развивая подвижность в уставах, способствуют большей амплитуде движений, что имеет значение не только в спорте, но и в различных жизненных ситуациях. При выполнении прыжков со скакалкой тренируется прыгучесть, увеличивается выносливость, повышается быстрота и ловкость движений. Легкие подскоки, характерные для упражнений со скакалкой, способствуют укреплению связочного аппарата матки, подготавливая его к значительным сотрясениям.При умелом использовании набивного мяча и гантелей можно развивать не только силу мышц рук и плечевого пояса, но также мышц туловища и ног. Упражнения с теннисным мячом воспитывают меткость, точность, быстроту реакции, ловкость.

Развивая у девочек гибкость, не следует чрезмерно увлекаться наклонами назад: при недостаточно развитой мышечной системе это может привести к поясничному лордозу (повышенная кривизна поясничного отдела позвоночника), что, в свою очередь, может вызвать увеличение наклона таза и создать тем самым неблагоприятные условия для расположения органов малого таза, а также и для родового акта.

Следует учесть, что девочки значительно острее воспринимают резкие замечания и.насмешки, но, с другой стороны, более отзывчивы на внимание и заботу. Критиковать следует по существу и доброжелательно. Успехи следует отмечать обязательно, что, несомненно, будет способствовать укреплению веры в свои возможности у девочек и появлению желания постигать новое. Известно, что скорее всего осваивается и лучше всего получается то, что интересно, что хочется делать. Интерес — это сильный стимул для любой деятельности. Уроки физической культуры, тренировочные занятия по гимнастике не трудно сделать интересными и разнообразными. Задании не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Они должны требовать определенных усилий и выполняться только после некоторых попыток. Важным условием для успешного физического и морально-волевого воспитания является постепенность усложнения заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: