Принципат и доминат как политические системы Римской империи

1. Формирование системы принципата при Октавиане Августе

2. Римская империя от принципата к доминату

3. Доминат как политическая система

4. Падение античного мира

1. Формирование системы Принципата при Октавиане Августе

Принципат— условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.), совмещавшей монархические и республиканские черты.
Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным

После убийства Цезаря Рим охватила новая гражданская война, которая продолжалась с 44 до 30 г. до н.э. В ходе этой войны были разгромлены республиканцы, и после столкновений между различными политическими силами победителем оказался внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан. С гибелью последнего противника Октавиана Антония закончился длившийся целое столетие период гражданских войн в истории Рима, а с завоеванием Октавианом Египта закончился период эллинизма. Окончание гражданских войн открывало новый период - период Римской империи, которая синтезировала достижения всех предшествующих ей цивилизаций.

Масштабы римской державы, неспособность сенаторского правительства обеспечить эффективное управление ею, возраставшая роль армии все более склоняли самые различные слои общества к мысли о необходимости единоличного правления. Приход Октавиана к единоличной власти не был неожиданностью и не мог вызвать серьезного сопротивления. Вместе с тем, трагический прецедент с Цезарем заставлял Октавиана проявлять осторожность.

В 29 г. до н.э. Октавиан, вернувшись в Рим, отпраздновал роскошный триумф. Затем, сложив с себя сан триумвира, Октавиан получил от сената и комиций почетное звание императора (еще в республиканском смысле). Получив цензорские полномочия, он провел чистку сената, удалив из него оппозиционные элементы и оставив 600 человек. В списке сената его имя значилось первым - princeps senatus, что означало его первое положение среди всех граждан государства. Это положение, оформленное особым образом, и послужило основой для названия всей новой политической системы - принципат.

Началом формирования новой политической системы можно считать получение Октавианом различных государственных должностей, но правильнее вести начало новой системе следует с 13 января 27 г. до н.э. В этот день Октавиан явился на заседание сената и заявил о том, что его здоровье пошатнулось и что он "желает" уйти в частную жизнь. При этом он торжественно объявил о восстановлении старой республики и попросил сенат освободить его от всех обязанностей. Это было не что иное, как ловкий политический ход. Октавиан прекрасно знал настроение сената, где подавляющее большинство после чистки составляли его сторонники. И его ожидания полностью оправдались: присутствовавшие на заседании буквально со слезами на глазах стали умолять его остаться и не покидать их в столь трудное для государства время. Октавиан некоторое время для приличия сопротивлялся, но в конце концов "уступил" мольбам и просьбам и согласился остаться у власти, но попросил себе дополнительных полномочий. Отчасти тогда же, отчасти с течением времени ему были даны звания и привилегии и соответствующие полномочия, оформлявшие его статус и фактически закреплявшие за ним верховную власть.

По сути Октавиану удалось решить очень сложную политическую задачу: он сохранил все республиканские институты, коренным образом изменив их сущность, получил сам всю полноту власти, не возвышаясь до положения монарха, и создал новые учреждения, развитие которых завершало созданную им систему. Власть Октавиана, который принял теперь новое имя - Император Цезарь Август (augustus - возвеличенный богами, священный), сын божественного, основывалась на соединении различных магистратур, не соединимых в годы классической республики, и, отчасти, в наделении некоторых традиционных полномочий новым смыслом.

Титул императора помимо того, что он традиционно подчеркивал непосредственную связь Октавиана с армией, начинает терять свое первоначальное значение и обозначать высшую военную власть. Империум теперь помимо традиционного командования армией дает право объявлять войну и заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию, право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Также империум в соединении с проконсульской властью дает власть над провинциями. С 19 г. до н.э. Октавиан получил пожизненные знаки консульского достоинства и 16 раз избирался консулом. С 36 г. до н.э. он получил пожизненную трибунскую власть, которая не только давала ему право вето и законодательную инициативу, но и определяла его положение как главы и вождя плебса. Уже в это время был сформулирован тезис, согласно которому римский народ перенес свою власть и величие на императора, а из этого следовало, что нарушение верности ему столь же тяжкое преступление, каким было бы оскорбление величества римского народа, то есть измена родине. Как носитель трибунской власти и прерогатив римского народа, он становился высшей судебной и аппеляционной инстанцией. Титул Августа означал особую близость к божеству и придавал власти сакральный характер. С 12 г. до н.э. он носил также титул верховного понтифика, и это позволяло ему осуществлять верховный контроль над римским религиозным культом. Иногда Август в дополнение ко всем перечисленным полномочиям брал на себя временные функции: по проведению ценза и по обеспечению Рима продовольствием. Заменив собой римский народ, Август и последующие императоры унаследовали и его право верховной собственности на провинциальные земли и право контроля за италийскими землями. От имени сената и народа Октавиан был назван "отцом отечества". Это звание предполагало повиновение подданных и их благоговейное почтение. В знак особого признания заслуг Августа двери его дома на Палатине были украшены лаврами и венком, а в сенатской курии был установлен золотой щит с перечнем его добродетелей.

При всей концентрации полномочий, которые делали Августа настоящим монархом, он гордился лишь тем, что превосходил всех остальных только своим авторитетом, и говорил, что власти у него не больше, чем у коллег по магистратурам. Он никогда не стремился выделяться и внешне: был скромен в быту, в одежде, в манерах. Впрочем, его реальный авторитет основывался на огромной армии, находившейся у него в подчинении и на громадных богатствах, награбленных во время проскрипций и военных походов, собранных в виде контрибуций и налогов с провинций, полученных в качестве доходов с обширных земельных владений. Август, несомненно, был богатейшим человеком во всей римской державе, и это богатство делало его положение особенно прочным.

Октавиан Август сохранил все республиканские учреждения. Сенат формально оставался высшим органом государства. Ему даже дополнительно были переданы некоторые функции народного собрания, законодательные и судебные полномочия. Однако Август очень мудро произвел раздел провинций. Он оставил в управление сенату старые и давно замиренные провинции, а себе взял недавно завоеванные. Мотивировал он это тем, что не хочет доставлять сенату излишних забот и беспокойств. На самом же деле в новых провинциях была сосредоточена большая и лучшая часть римской армии, кроме того, старые провинции были давно ограблены, новые же еще сулили немало богатств. Были поделены и финансы: у сената оставалась старая республиканская казна - эрарий, а себе Август создал особую казну - императорский фиск. Сенату разрешалось чеканить только медную монету, Августу - золотую и серебряную. Помимо всего этого Август имел реальные рычаги, с помощью которых он влиял на всю деятельность сената. Пользуясь цензорскими полномочиями, он всегда мог вывести из состава сената неугодных ему людей и ввести в него угодных. Как народный трибун, он мог предложить сенату любой законопроект и наложить вето на любое неугодное ему решение сената. Как принцепс, Август первым высказывался по любому вопросу и первым голосовал, задавая тон всей работе сената.

Народные собрания при Августе по-прежнему собирались. Первоначально они еще принимали законы, но постепенно эта их функция перешла к сенату. За народными собраниями оставалась прерогатива выборов должностных лиц, но выборы не были свободными - все кандидаты на должности должны были быть рекомендованы Августом.

Также сохранились и все магистратуры, но число их значительно увеличилось, следовательно, уменьшалась власть каждого из магистратов. В условиях единовластия Августа консульство превратилось в почетную должность, а цензура потеряла всякое значение. Вся деятельность магистратур зависела от воли Августа, который давал "дружеские" и "отеческие" советы, воспринимавшиеся в новых условиях как обязательный приказ.

При Августе был завершен переход к профессиональной армии. Ее командный состав находился у него в непосредственном подчинении. По замыслу Августа армия из наиболее опасного для государства элемента, каким она была в годы гражданских войн, должна была превратиться в послушное орудие для укрепления нового режима.

Именно связь с армией, официальная или неофициальная, позволяла императорам первых десятилетий принципата фактически овладеть всей полнотой власти. Выбор воинами очередной кандидатуры на власть порой был неожиданным даже для самого "избранника” и обусловливался самыми различными соображениями.
От армий зависели прочность положения и успехи правителя. Настроения войск формировались не только на основе взглядов самих легионеров и их отношения к происходящему, но и направлялись командирами, окружающим населением. В легионах "сходились” взгляды нескольких групп населения империи: аристократии, мелких землевладельцев, городского и сельского пролетариата, из которого набирались воины. Таким образом, все группы населения, взгляды и настроения которых могли влиять на поведение войск были политизированы и намерены активно отстаивать свои интересы.
Взаимодействие правителя (императора) с армией выражалось в назначении командиров, перемещении войск, организации военных кампаний, вознаграждениях воинов и в поддержке императора со стороны воинов. Большое значение в оформлении положения принцепса как главы государства играла присяга армии императору, выделявшая в качестве военного лидера конкретную личность.
Армия периода раннего принципата выполняла многие не свойственные ей "государственные функции”, такие, как контроль над назначением правителей, устрашение оппозиции, и другие. Именно вооруженные силы стали главным инструментом создания общеимперской бюрократии; а армия - ведущим элементом механизма прямого принуждения, и в этом качестве заняла в римской государственной машине ведущую роль

Помимо традиционных государственных структур при Августе появились и новые. Была создана преторианская гвардия, как личная охрана принцепса. Преторианцы находились в привилегированном положении, и это обеспечивало их преданность императору. Общая численность преторианцев составляла 9 тыс. человек, причем треть из них квартировалась непосредственно в Риме, не только охраняя особу Августа, но и поддерживая общественный порядок в городе. Преторианцы представляли собой силу, способную предотвращать нарушения порядка и законности.

Новым органом стал совет принцепса - консилиум, состоящий из приближенных Августа и обсуждавший все важнейшие вопросы государственной жизни. Также появляются новые должности - префекты. Наибольшее значение из префектов имел командир преторианской гвардии - префект претория. Также были: префект города - мэр императорской столицы, префект Египта - управляющий новой провинцией, ставшей личным владением Августа, префект вод - ответственный за водоснабжение Рима, префект анноны - ведающий снабжением Рима продовольствием, префект вигилов - руководящий ночной стражей и пожарной охраной. Стоит добавить, что императорскими провинциями, земельными владениями и рудниками управляли должностные лица в ранге прокураторов.

Несмотря на это, пока еще формирующаяся римская империя могла обходиться практически без бюрократии, как впрочем, и римская республика. Роль мелких чиновников выполняли рабы, так как каждое должностное лицо обладало солидным количеством рабов, и они использовались в качестве писцов, секретарей, разносчиков корреспонденции и т.д.

Римская империя вряд ли могла бы состояться, если бы Август не проводил мудрую социальную политику, направленную на расширение социальной базы нового режима. В отличие от Цезаря, который, по меткому выражению Цицерона, был "рабом обстоятельств", Август действовал весьма планомерно и обдуманно. Его талант политического деятеля, сказавшийся уже тогда, когда он шел к власти, проявился в полной мере теперь, когда он стал осуществлять цицероновский идеал "согласия сословий" в широком смысле, как объединение всех социальных слоев империи с тем, чтобы каждый знал свое место и был им удовлетворен. В основе внутренней политики Августа был отказ от политики террора и аграрная политика. Первое стало возможным, когда террор достиг цели, и римское общество с восторгом восприняло идею мира и заживления ран. Аграрная политика решала вопрос, который был одной из основных причин гражданских войн, путем укрепления владельческих прав на землю и их эффективной защиты. В целом социальная и внутренняя политика Августа способствовала консолидации римского общества и обеспечила ему поддержку со стороны всех слоев населения. Исключение составляли лишь рабы, в отношении которых Август принял довольно строгие законы, хотя, одновременно, он старался и несколько ограничить злоупотребления со стороны хозяев, чтобы не доводить рабов до отчаяния. Действуя в интересах рабовладельцев, Август однако заложил опасную тенденцию для всего рабовладельческого строя, положив начало законодательству о рабах.

На протяжении 44 лет Октавиан Август был единоличным правителем огромной державы. Установление империи стало свершившимся фактом. Новая политическая система, созданная им просуществовала еще два века, и его последователи лишь дорабатывали отдельные ее элементы. Август умер в 14 г.н.э. в возрасте 76 лет. Античная традиция считала его самым счастливым из всех римских императоров.

Политическая система отличалась двойственностью, которая объясняется наличием полисных традиций в территориальной империи. По форме это, несомненно, монархия, но монархия особого переходного типа, когда уставшее от долгих войн и раздоров общество нуждалось в компромиссе. В этих условиях монархическая власть Августа с сохранением республиканских учреждений имела тенденцию к лавированию. Но эта система имела тенденцию и к усилению авторитарных начал и уже довольно быстро после смерти основателя принципата республиканские ширмы были отброшены, и монархия стала совершенно очевидной.

В этот период в империи поочередно правили династии:

Юлиев-Клавдиев: наследники Августа (14—69 гг.)

Флавиев (69—96 гг.

Антонинов (96—180 гг.) Северов (193—235)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: