ПЕТРОВ ПОСТ
История
Когда был установлен Петров пост
Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого Поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение Константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке –Лев Великий и Феодорит Кирский. Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для, молитвы на кладбище».
|
|
Почему этот пост назван апостольским
Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или Апостольским, раньше называли Постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому Посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве»... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте...» (2Кор. 11:27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой: «...они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13:3). По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».