Политика экономического роста и структурных перемен

Модель Солоу показывает, что только более высокий темп роста населения
и более быстрые технологические изменения могут способствовать постоянному
увеличению темпа экономического роста. Увеличение темпов роста сбережений и
инвестиций также может быть причиной ускорения роста и увеличения выпуска
продукции на душу населения. Влияют на экономический рост и другие факторы,
в том числе и политические.

Политика экономического роста может осуществляться с позиции различ-
ных научных доктрин.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с
точки зрения факторов спроса. Низкие темпы роста они объясняют ограниченным
объемом совокупных расходов. Поэтому они рекомендуют проводить политику
снижения ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулиро-
вания капиталовложений. Важная роль в повышении темпов роста отводится го-
сударственным инвестициям, а значит, и налогам как средству сбережений.

2. Неоклассики делают упор на развитие "экономики предложения". Они
предлагают проводить политику воздействия на факторы, повышающие произ-
водственный потенциал экономики. В частности, они призывают к снижению на-
логов, стимулированию частных сбережений и инвестиций, поощрению предпри-
нимательской активности.

3 Неоклассический синтез объединяет первые два направления в единое,
подчеркивая, что кейнсианские рекомендации в большей мере приемлемы для
краткосрочных целей роста, а неоклассические - для долгосрочных перспектив
роста общественного продукта при полной занятости и полной загрузке произ-
водственных мощностей. Сторонники синтеза считают, что государственная по-
литика экономического роста, используя фискальные и денежные рычаги, распо-
лагает широкими возможностями воздействия на соотношение сбережения и по-
требления, объем инвестиций, занятость и научно-технический прогресс.

На какой бы доктрине ни строилась политика экономического роста, она
должна включать в себя ряд важных направлений.

Во-первых, она использует различные меры повышения производительно-
сти
труда к ускорения научно-технического прогресса.

На микроэкономическом уровне правительство может принимать меры,
способствующие увеличению внутренних сбережений и инвестиций. Для этого
усиливается налоговое стимулирование, проводится политика стабилизации и за-
щиты прав частной собственности.

На макроэкономическом уровне правительство может использовать финан-
совую политику для поддержки фундаментальных научных исследований и раз-
вития системы среднего и высшею образования. В целом государство придержи-
вается установки: бюджетное финансирование должно быть нацелено прежде все-


го на повышение интеллектуального уровня всей нации, что возможно в первую
очередь за счет соответствующего развития системы образования.

Современные теории роста приходят к выводу, что рост производительно-
сти труда связан с инвестициями не только в физический капитал, но и в челове-
ческий. Более того, инвестиции в человеческий капитал ставятся на первое место.
Однако образование, профессиональная подготовка должны субсидироваться го-
сударством во все большей степени. Это выступает важнейшей предпосылкой на-
учно-технического прогресса.

Во-вторых, политика экономического роста включает в себя совокупность
мер в области структурных изменений,
т.е. межотраслевых и внутриотрасле-
вых пропорций в экономике.

Основная побуждающая сила структурных сдвигов - рынок. Однако госу-
дарство помогает ему, поскольку процесс формирования пропорций порой необ-
ходимо ускорить или обеспечить устранение негативных социальных последст-
вий структурных сдвигов.

Способы регулирования структурных изменений делятся на косвенные и
прямые.

Косвенные меры включают в себя налоговые льготы, в частности, в области
ускоренной амортизации, льготные кредиты, субсидии и др.

Прямые меры - это государственные заказы на продукцию, услуги и по-
ставки благ самим государством, бюджетные инвестиции, определенные запреты
правительства на производство ряда товаров.

Прямая форма поддержки обычно оказывается государством отстающим
отраслям: сельскому хозяйству, угольной, металлургической, текстильной, судо-
строительной промышленности.

Поддержка же передовых отраслей и сфер осуществляется в форме общего
предоставления стимулов в динамике. В целом структурную политику можно на-
звать "коррекцией экономического развития", ключевая задача которой - органи-
зация самопомощи для частного сектора. Ведущей линией стала поддержка мо-
бильности частной экономики за счет помощи в области переобучения персонала,
территориального перемещения производства и его переналадки.

В-третьих, политика экономического роста должна поддерживать ком-
промисс между динамикой производства
и стабильностью цен.

Нельзя проводить политику стабильности цен, сохраняя депрессивное со-
стояние экономики. Это лишь временно ограничивает инфляцию, но не устраняет
ее причины. Инфляция преодолевается только в результате роста производства.

С другой стороны, недопустим и рост любой ценой. Доведение полной за-
нятости и максимальных темпов роста до их абсолютных границ приводит к та-
кому напряжению в области цен, которое может грозить инфляцией.

Следовательно, необходим какой-то компромисс, когда-либо необходимо
несколько понизить темпы роста ("охладить" экономику) и не допустить ускоре-
ния инфляции; либо необходимо допускать периодически некоторый медленный
рост цен, чтобы не жертвовать экономическим прогрессом и разумным уровнем
высокой занятости.


Итак, хотя экономический рост порождает определенные проблемы (загряз-
нение окружающей среды, устаревание профессиональных знаний и навыков,
диспропорции), он все же необходим для поддержания высокого уровня занято-
сти, роста благосостояния, смягчения противоречий между неограниченными по-
требностями и ограниченными ресурсами, уменьшения неравенства доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: