ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
ОТПРАВИТЕЛЬ (ИСТОЧНИК) СООБЩЕНИЯ
Это центральный субъект, инициирующий коммуникационный процесс. Источником сообщения (информации) может быть политик, публично выступающий с речью, партийная организация, распространяющая пресс-релиз или устраивающая конференцию, презентацию и пр.
У отправителя (источника) сообщения обычно заранее складывается представление о том, как его информация должна быть воспринята. Однако, несмотря на это, нет никакой гарантии, что получатель информации поймет отправителя именно так, как последний того желает. В большинстве случаев, скажем, во время произнесения речи, оратор имеет относительно ограниченные возможности повлиять на интерпретацию своего сообщения. Он может, конечно, использовать какие-либо жесты, тональность голоса, ударение на отдельных важных положениях и т.д., но вот поймет ли аудитория то, что он хотел доказать, поверит или не поверит ему зависит от многих факторов. Наиболее важными среди них являются качественные характеристики источника сообщения: его статус, надежность, квалификация. Осведомленность аудитории о статусе, надежности и общепризнанной квалификации оратора оказывает влияние как на первое восприятие ценности информации, "весомость" сообщения, доверие к нему, так и на длительность воздействия на аудиторию. Обобщая сказанное, можно в определенной мере утверждать, что "больший вес имеют люди, а не слова".
|
|
ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОРАТОРА
Источник коммуникации (ИК)
Скотт М. Катлип. Паблик релейшнз: теория и практика
Источники: долговременный и кратковременный
«Весовой фактор» источника в коммуникационном процессе:
ВФИ = статус * надежность * авторитет
По Д.П. Гавре:
Майерс Д. Интенсивный курс социальной психологии
Принципиальный вопрос: какой ИК наиболее эффективный? – тот, который тратит наименьшее количество ресурсов на изменение сознания и поведения целевой аудитории (убеждение и переубеждение)
Об эффективных коммуникаторах:
Аристотель: чувство (чутье) аудитории, сильная воля, достойные моральные качества.
Макиавелли: компетентность в своей сфере деятельности, способность скрывать свои намерения манипулировать аудиторией, обладание высоким общественным престижем.
Геббельс: престиж, способность вызывать доверие, правдоподобие.
Операционализация категории правдоподобия: невозможность опровержения ИК, возможность подтверждения.
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИК
1. Правдоподобие
2. Привлекательность
3. Влиятельность