И над островом

где поле мотыжит крестьянин, –

песня жаворонка!

Исса

Поэтический образ лишь чуть намечен, но обладает огромной емкостью и, завораживая, заставляет представить картину пробуждения природы ранней весной.

Вполне понятно, что в хокку есть недоговоренность, стих состоит всего из трех строк. Чаще всего в стихе два значащих слова, не считая формальных элементов и восклицательных частиц. Все лишнее отсечено, не остается ничего, что служит только для украшения. Хокку учит искать потаенную красоту в простом, незаметном и повседневном: вой ветра, пенье жаворонка, стрекот цикад, ветки сакуры и незаметные, на первый взгляд, цветы пастушьей сумки.

Весь жар и любовь своего сердца вкладывали поэты Японии в несколько слогов хокку. Может быть как раз потому, что стихи были очень короткие и хорошо запоминались, их знали все: воины‑самураи и князья, монахи, крестьяне, купцы и ремесленники. В кварталах «мира ивы и цветов» гейши не только знали наизусть огромное количество хокку и танка (пятистишие), но и сами пробовали сочинять, передавая стихами свою любовь к мужчине. Любители поэзии часто собирались в домах гейш, чтобы после чайной церемонии или пиалы вина показать свои трехстишия друг другу. Иногда устраивались целые состязания, в которых необходимо было сочинить лучший стих про цикаду, жаворонка или заход солнца. Сочиняя хокку, необходимо было обязательно намекнуть на время года. Многие гейши, сочиняя трехстишия, старались выразить свои чувста, грусть, веселье или размышление. Через хокку они пытались прикоснуться к тому прекрасному, что окружало их в жизни.

Ведь недаром японские поэты повторяют снова и снова: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное, всматривайтесь в частицы – и увидите целое, всматривайтесь в малое – и увидите великое. Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.

Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека.

7. КОКОНО‑ТОКОРО: ДЕВЯТЬ ПРИЗНАКОВ КРАСОТЫ

В Японии гейши на протяжении всей истории своего существования выработали простые и доступные правила искусства быть красивой, известные как «коконо‑токоро: девять признаков красоты». Это касается таких частей тела, как глаза, рот, голова, кисти, стопы, а также духа, осанки, соблазнительного аромата и внешнего облика и голоса. Среди названных признаков труднее всего, вероятно, определить, что такое «дух». Гейша, которая все делала в совершенстве, обладала особым качеством, или духом, которое называлось «хари». Она была великолепно умна, проницательна, независимо от своих внешних данных, в ней теплился внутренний огонь и необычайная сексуальная привлекательность даже тогда, когда она была одета.

Эротика была жестко табуирована в эпоху Эдо, вместо обнаженного женского тела акцент был сделан на изображение физической красоты женщины посредством демонстрации ее осанки, пропорций очертаний ее фигуры и лица, ее волос, уложенных по последней моде, и той элегантной грации, с которой она носила великолепное кимоно. На картинах эпохи Эдо одетые женщины излучают эротически возбуждающую чувственность. Эти женщины обладали девятью признаками красоты – и хари.

То, что заставляет гейш придавать столь большое значение искусству обольщения, заключается в том, что Япония является обществом, где сексуальная активность приветствуется как часть жизни, и обольщение должно быть как изощренным, так и новаторским, чтобы возбуждать и стимулировать мужское либидо. Что является лучшим средством для достижения этой цели, как не адаптация этих девяти признаков к своему повседневному режиму и совершенствование своего хари, духа? Обладая пятью признаками физической красоты и четырьмя признаками внутренней красоты, вы будете выглядеть эффектно и сексуально как внешне, так и внутренне. Ваша внутренняя красота будет светиться сквозь вашу уверенность в себе, когда вы будете приступать к своему следующему любовному приключению.

Глаза

Именно ваши глаза привлекают внимание мужчин – искрящиеся умом, под выгнутыми дугой и четко очерченными бровями.

Макияж гейши завораживал иностранцев из западных стран. Белила, которыми полностью покрывалось лицо, назывались «осирой». Эта традиция восходит к периоду Хейян, когда японцы испытывали сильное влияние придворных традиций Китая. Именно оттуда пришел обычай использовать белила. По иронии судьбы они создавались на основе свинца, который вел к преждевременному старению кожи, а иногда был причиной смерти. Белый макияж, который использовался позднее, был мягким и безопасным. Гейша наносила его на кисти и руки ниже локтя, а также на лицо. После того как окрашивание было закончено, пудра осторожно счищалась с кожи с помощью пуховки.

Традиционный макияж гейши был дерзким и вызывающим, эффектным и выразительным. Ресницы не красили. Вместе этого они обводили глаза, что придавало взгляду глубину. Юная майко – гейша‑ученица – делала контур вокруг глаз и бровей черным и красным. Когда она становилась взрослой гейшей, она использовала больше черного цвета, чтобы сделать взгляд более глубоким. Особое значение придавалось бровям. Лицо получало естественную «подтяжку» благодаря тому, что брови почти полностью выщипывались, а вместо них рисовали карандашом другие, выше их естественного расположения. Форма бровей была настолько важна, что если ее не удавалось сделать идеальной, гейша вынуждена была снять весь макияж и начать сначала. Совершенной формой бровей считалась форма полумесяца. Если говорилось, что чешутся брови, это означало жди в гости любовника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: