Урок №15
Тема 3.4. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом
Задачи, объекты и источники информации
Аудит расчетов и уплаты косвенных налогов
Аудит расчетов с внебюджетными фондами и налога на доходы физических лиц
Аудит расчетов по налогу на прибыль
Задачи, объекты и источники информации
Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами — подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и иных платежей.
Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.
По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:
- состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);
- правильность определения налогооблагаемой базы (путем прослеживания, сканирования, сверки документов и регистров учета);
- правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);
|
|
- правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);
- правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);
- полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);
- правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).
Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84,90, 91,99 и др. Главная книга, Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам.
Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитору следует помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.
Учитывая нестабильность налогового законодательства РФ еще на стадии предварительного этапа аудиторской проверки, аудитор должен выяснить, какие налоги должен платить экономический субъект, насколько полно он выполняет свои обязательства и какими нормативными документами пользуется при расчете налогов.
|
|
Полезно также ознакомиться с результатами предыдущих налоговых проверок предприятия органами Министерства РФ по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.
Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогу с продаж, налогу на доходы физических лиц, платежам во внебюджетные государственные фонды. На долю именно этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и т.д.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.
Аудитору следует помнить, что учет расчетов с бюджетом по налогам ведется на счете 68 «Расчеты с бюджетом», по сборам во внебюджетные фонды (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования) — на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет организуется по каждому налогу и сбору на соответствующих субсчетах указанных счетов.